Разработка авторской настольной игры «Люблю по Пушкину гулять»
Грачева Н. Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
Осадчая С. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
Современные игры – это огромная неизведанная вселенная со своими правилами и традициями. Игра – самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности, и основная естественная функция игры – это общение, в процессе которого проходит обучение. В отличие от выполнения формальных заданий игра воспринимается детьми как важная и полная смысла деятельность.
Игра опирается на естественную любознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на её базе вкус к интеллектуальным развлечениям и позитивную учебную мотивацию, социализацию ребёнка в целом.
В мире существует большое разнообразие детских игр – это и подвижные игры, и настольные игры. Но в настоящее время они вытесняются компьютерными играми. Мы не замечаем, как перестаем общаться со своими друзьями, а процесс социализации неразрывно связан с личным взаимодействием. Мы видим, что в повседневной жизни каждый ребенок оказывается замкнутым в индивидуальном виртуальном пространстве. Поэтому настольные игры являются актуальным решением данной проблемы. В отличие от компьютерных игр в настольных присутствует живое общение, настоящие эмоции, они дают повод для детей и взрослых оторваться от компьютера и провести вместе досуг, который поможет ребенку научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, работать в команде, отстаивать свое мнение и слушать других.
Настольные игры не только учат детей терпению в ожидании своего хода и соблюдению правил игры, но и умению красиво побеждать и достойно принимать поражение.
Весело и интересно не только играть, интересно придумывать настольные игры и создавать их своими руками.
Так как настольных игр образовательной направленности очень мало и они носят больше игровой, чем образовательный характер, мы поставили перед собой задачу сделать такую игру, которая, имея образовательную составляющую, всё-таки была увлекательной.
Была разработана авторская настольная игра «Люблю по Пушкину гулять». Данная игра позволяет не только закрепить историко-краеведческие представления детей о своем родном городе, но и развивать их финансовую грамотность.
В процессе использования указанной игры мы решали следующие образовательные задачи:
- формирование у детей познавательного интереса к родному городу;
- закрепление и расширение знаний детей о достопримечательностях г. Пушкина;
- развитие пространственных представлений;
- обучение детей стратегиям поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка билетов в музей, плата за услуги в кафе);
- развитие умения работать в команде, закрепление умения соблюдать правила коллективной игры;
- развитие речи.
Адресная группа: дети 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа).
Место игры в образовательном процессе
Данная игра реализуется в рамках культурно-образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений «Город на ладошке» Е.Н.Коробковой, Н.Г. Шейко [2]. В течение месяца проводилась работа по разделам темы «Город Пушкин – Царское Село». Дети подготовительной к школе группы изучали исторические места города Пушкин, посещая их вместе с родителями в рамках семейных образовательных прогулок. Во время городских путешествий выходного дня дошкольники изучали городское пространство, знакомились с объектами культурного наследия. По результатам семейных прогулок представлялись фотоотчеты. Также в работу по этой теме вошла такая работа, как:
- рассматривание альбомов, иллюстраций и мультимедийных презентаций об истории города Пушкин;
- чтение художественных произведений «Здравствуй, Царское село» М.Ф. Альбельдиль; «Сказочный путеводитель по Царскому селу и Павловску» Ю.А. Скоробогатова; «Пригороды Санкт-Петербурга. Пушкин» Е.В. Дмитриева, М.С. Зимина; «Царское село» Е. Литвяк.
Особенности организации игры: подгруппа детей от 2 до 4 человек с 1 педагогом.
Необходимое оборудование: игровое поле (карта-схема с нанесенными объектами); карточки с изображением культурных объектов г. Пушкин (24 штуки), на обратной стороне краткая информация об объекте; маленькие карточки («деньги») достоинством 1 и 3 рубля; фишки – «синички» (можно использовать любые другие фишки) по количеству игроков; карточки-сувениры. Два игровых поля: «Екатерининский парк» и «Александровский парк». Дополнительные карточки объектов, для игроков повторно попавших на значок «достопримечательность» .
Данная настольная игра может использоваться в образовательной деятельности в различных вариантах.
Вариант № 1 использования данной игры: «Ходилка–бродилка» (приложение № 1).
Правила игры:
В начале игры игроки выбирают фишки и определяют очерёдность хода. Игровые фишки устанавливаются на игровом поле « Старт».
На поле игрок может попасть на один из следующих ходов:
Удача! Если ты остановился там, где изображена твоя синичка, возьми карточку достопримечательности и 3 рубля в подарок. Если твоя синичка выпала другому игроку, он берет себе карточку достопримечательности, а ты получаешь из банка 1 рубль
Посещение платное – сбрось в банк 1 рубль (при необходимости разменяй в банке), чтобы забрать карточку достопримечательности. Если денег нет – сделай 1 шаг вперед
Зайди перекусить в кафе и заплати 1 рубль. Если денег нет – сделай 1 шаг вперед.
Заплати 1 рубль и возьми сувенир на память о достопримечательностях Пушкина! Если денег нет – пропусти ход.
Тебе повезло! Твоя синичка принесла тебе монетку – возьми 1 рубль из банка.
Посети достопримечательность! Найди в колоде карточку с таким же номером, назови её и забери себе.
Финал игры и подсчет очков
Данная игра предполагает несколько финалов игры.
1 вариант финала:
Когда все игроки дошли до финала, подведите итоги. За одну карточку «достопримечательности» каждый игрок получает 2 балла, за одну карточку сувениров – 1 балл. Победа достается игроку, у которого больше баллов.
2 вариант финала:
В этом варианте учитываются и деньги, заработанные игроками в ходе игры. Если у игроков по итогу игры остались деньги в сумме больше 3 рублей, игрок имеет право купить любую оставшуюся карточку с «достопримечательностью», предварительно назвав её. При подведении итогов учитывается то, что за каждую карточку «достопримечательности» дается 2 балла, за сувенир 1 балл, за каждый оставшейся рубль тоже 1 балл. Победителем считается игрок, набравший больше баллов.
Вариант № 2 использования игры: включение дополнительных игровых материалов для создания новых игровых ситуаций.
На основе игры «Люблю по Пушкину гулять» были разработаны следующие вариации игр:
- «Что изменилось?» (приложение № 2).
Вариант на внимание: разложите перед игроком несколько маленьких карточек с изображением объектов, дайте ребенку время запомнить все изображения. Предложив ребенку закрыть глаза, уберите или поменяйте местами карточки. Предложите назвать объект, которого не стало или объекты, которые поменялись местами.
- Лото «В каком парке находится?» (приложение № 3).
На игровом поле «Екатерининский парк» или «Александровский парк» предложите ребенку разложить карточки с изображением объектов по месту нахождения.
Вариативность использования игры «Люблю по Пушкину гулять» позволяет использовать данную авторскую настольную игру на протяжении долгого времени для решения различных образовательных и воспитательных задач.
Литература
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
- Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
- Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6-11.