Проект «Большая страна. Посткроссинг между детскими садами России»

 Кропотова М.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 23
Дерюгина Е. Е., воспитатель ГБДОУ детский сад № 23

Проект является долговременным.

Вид проекта: познавательный.

Участники: воспитатели, дети и родители воспитанников, детские сады России.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Актуальность:

Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме. А если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России? Современный технический прогресс, электронные письма, смс-ки, сообщения в соцсетях, к великому сожалению, вытеснили общение между людьми с помощью эпистолярного жанра – писем, открыток. Но все, кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт и прочитать послание в нем. Приучая своих детей к электронным посланиям, мы лишаем их этой радости.

Желание познакомить подрастающее поколение с большой Россией посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны помогло созданию и организации нового проекта «Посткроссинг между детскими садами России». За основу взят существующий и популярный сегодня во всем мире проект Посткроссинг (проект по обмену открытками между участниками из разных городов), но предполагающий помимо простого получения открытки:

  •  работу с картой России;
  •  дальнейшее общение между детскими садами посредством почтовой переписки;
  •  получение доступной для детей дошкольного возраста информации о других городах в письмах.

Цель проекта: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с родной страной Россией через участие в проекте «Посткроссинг между детскими садами России».

Задачи проекта:

  • способствовать развитию познавательной активности детей;
  • познакомить с географией и городами посредством почтовой переписки (кто как не сами жители смогут лучше всех рассказать о своем родном городе?);
  • познакомить с графическими обозначениями на карте: моря, реки, озера, города, области;
  • активизировать интерес и желание обучаться грамоте,
  • прививать интерес к эпистолярному жанру как способу общения между людьми, познакомить детей с возможностями рукописного письма;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.

Предполагаемый результат:

  • Дети получат базовые знания из области географии.
  • Познакомятся с картой России: смогут различать на карте участки суши и водоемы, узнают названия крупных городов, рек России и т.д.
  • Возрастет гордость и уважение к своей Родине.
  • Дети заинтересуются эпистолярным жанром общения: узнают, как пишутся и отправляются открытки.
  • Создадут коллекцию открыток.

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2020):

  • Информирование родителей и детей о предстоящем проекте.
  • Поиск и создание базы участников проекта среди детских садов других городов России.           Составление приглашения.
  • Рассылка приглашения на адреса детских садов России.
  • Подбор почтовых открыток, фотографий города.

Основной этап (ноябрь 2020 – март 2021):

  • Беседы с детьми о проекте.
  • Беседа «9 октября – международный день почты».
  • Выставка «Почтальоны России».
  • Составление текста послания письма Деду Морозу (18 ноября – день рождение).
  • Экскурсия к почтовому ящику.
  • Общее знакомство с картой России (отметить размеры страны, найти и отметить родной город Павловск, столицу России – город Москва, рассмотреть реки, моря и т.д.)  Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Почта».
  • Оформление открыток ко Дню матери.
  • Отправление открыток для мам (экскурсия на почту).
  • Составление текста послания детям детских садов других городов России.
  • Составление презентации о родном городе Павловске.
  • Работа с полученными письмами.
  • Чтение писем.
  • Беседа о городе, из которого пришло письмо (какой город старше, на какой реке стоит, что понравилось и т.д.)
  • Поиск города на карте России.

Заключительный этап (апрель 2021):

  • Составление коллекции открыток.
  • НОД «Письмо от друзей».
  • Интеллектуальная игра-викторина «Наша Родина – Россия».
  • Подведение итогов проекта.

 Перспектива проекта:

Проект предполагает работу с продолжением:

  • ведение почтовой переписки с детьми из других детских садов городов России;
  • поиск новых участников и знакомство с новыми городами и др.

Приложение 1

Сценарий вводной беседы с детьми в рамках проекта «Посткроссинг между детскими садами России»

Воспитатель вносит в группу карту России.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это такое?

Дети: Карта.

Воспитатель: Для чего нужна карта? Что можно на ней увидеть?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что это карта России, затем читает стихотворение.

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе еще мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

(И. Мордовина)

Воспитатель организует работу с картой.

Воспитатель: Какая наша страна?

Дети: Большая!

Воспитатель: Давайте найдем на карте наш родной город и столицу страны.

Дети ищут на карте, где находятся их город и Москва. Воспитатель им помогает.

Воспитатель: Далеко наш город находится от Москвы? (Дети отвечают.) В России много городов. На карте они обозначаются кружочками. Каждый город по-своему интересен и неповторим. Есть города на севере, там почти не бывает лета. Есть города на юге, там зимой редко выпадает снег. Есть города около высоких гор, на побережье морей. Вы хотите узнать про эти города? Посмотреть на них? Как мы можем это сделать?

Дети предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Объехать нашу огромную страну сложно. Но ведь в каждом городе есть свои детские сады. Их посещают такие же дети, как вы. Мы можем попросить их рассказать о своем городе, подружиться с ними. Мы можем рассказать им о нашем замечательном городе. Но как это сделать? Каким способом можно связаться с детьми в других городах?

Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель обобщает их.

Воспитатель: Детям из других детских садов можно послать письма и открытки. Вот посмотрите.

Воспитатель показывает детям образцы писем и поздравительных открыток. Рассказывает, как с их помощью можно поздравить своих родственников и друзей в других городах с праздниками.

Воспитатель: А вы любите находить в почтовых ящиках письма? Вы хотели бы получать письма от детей из других детских садов? Что вы чувствуете, когда находите в почтовом ящике письмо, адресованное вам?

Дети делятся своим эмоциональным опытом.

Воспитатель: А представьте, что вы ждете ответ на свое письмо, и вот вам приходит конверт! Чтобы начать переписку с детьми из других детских садов, из других областей и городов, найдите открытки с видами нашего родного города и принесите их в детский сад. Пусть родители помогут вам в этом. А я найду адреса, по которым их можно будет отправить. И мы будем отмечать на карте точки, где живут наши будущие друзья.

Воспитатель вывешивает карту России в группе.

Технология «Река времени»

Тема: История коммуникации (почта)

Для непосредственного введения в тему перечитаем (или вспомним) рассказ в стихах С. Маршака «Почта». Рассмотрим картинки-иллюстрации и обсудим, как передавали новости, срочные сообщения на расстоянии в древности, когда еще не было быстрого транспорта и люди не умели писать (посылали человека-гонца с устным сообщением).

Как поступали в этих случаях в старину? (посылали письменное сообщение на специальных почтовых каретах, появилась профессия — почтальон). Выясним, можем ли мы обойтись сейчас без писем, чтобы пообщаться с родными на расстоянии (телефон, компьютер); как мы узнаем новости (радио, телевидение, газеты). Отправимся в путешествие по нашей «реке времени» — из настоящего в прошлое, дополним остановки подходящими «метками» – символами средств коммуникации (в настоящее время — почта, телефон, радио, телевидение, компьютер; в старину — письмо и почтовая карета; в древности — гонец). Займемся практическим исследованием: что нужно для того, чтобы письмо добралось к месту назначения (адрес на конверте, «проездной билет» — марка); рассмотрим конверты с марками и без марок, попробуем написать адрес на конверте; рассмотрим коллекцию марок (сравним по странам, по форме и размеру, по тематике). Предложим детям, увлекающимся сбором марок, принести в группу и показать свои коллекции (можно собрать групповую коллекцию, если каждый принесет несколько марок). Порекомендуем родителям дома вместе с детьми написать письмо родным (например, бабушке), помочь ребенку выучить свой адрес.

 Приложение 3.

Конспект

Игра-занятие «Письмо от друзей»

Цель: познакомить детей с российским проектом «Посткроссинг», организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса и патриотического воспитания детей.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать развитию познавательной активности детей;
  • способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру общения между людьми;
  • создавать условия для ознакомления детей с городами России, государственными символами России, с графическими обозначениями на карте;
  • формировать умение ориентироваться по схеме города, пользуясь знаниями о сторонах света.

 Воспитательные:

  •  воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям;
  •  воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;
  •  воспитывать любовь к родному городу.

 Развивающие:

  • развивать память, воображение, мышление (сравнение, анализ, обобщение); – формировать умение и навыки вести беседу, высказывать свое мнение;
  • закреплять умение отвечать на заданные вопросы, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Использование современных образовательных технологий:

Проектная деятельность (в рамках проекта «Большая страна», здоровьесберегающие технологии (физкультминутка «Почтовый ящик», игра малой подвижности «Земля – Вода»), игровые технологии (игра «Где ты живешь?»), ИКТ-технологии (компьютерная презентация).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация в Power Point; листы с заданиями по числу детей; канцелярские принадлежности для рисования; конверт с письмом.

Ход мероприятия:

Организационный момент:

– Здравствуйте, друзья!
В этом круге все-друзья:
Мы, и вы, и ты, и я.
Улыбнись тому, кто справа,
Улыбнись тому, кто слева –
Мы одна семья.

– Давайте поиграем в игру «Вопрос – ответ»

  1. Город в Саратовской области, построенный по указу Петра I ? (Петровск)
  2. На берегу какой реке он расположен? (Медведица)
  3. Город металлургов в Вологодской области? (Череповец)
  4. В каком городе были построены первые грузовые суда в России? (Воронеж)
  5. Автор стихотворения «Береза»? (Есенин)
  6. Как называется село в Рязанской области, где родился С. Есенин? (село Константиново)
  7. В каком городе находится единственное в мире высшее военное десантное училище? (Рязань)
  8. Какой город считается колыбелью русского флота? (Воронеж)
  9. Как называется птица, занесенная в Красную книгу и которая обитает в Хопёрском государственном заповеднике? (Копчик)

– Ребята, а откуда мы с вами узнали про города Воронеж, Рязань, Петровск, Череповец? (ответы детей; показываем эти города на карте).

– Правильно, мы с вами участники большого проекта «Посткроссинг между детскими садами».

– А кто вспомнит, что значит это слово? (ответы детей)

– Вы правы, посткроссинг – это английское слово postcrossing, которое буквально переводится как «почтовый марафон» и означает обмен почтовыми открытками. Люди всего мира участвуют в этом движении. Участники посткроссинга незнакомы. Они отправляют письмо «тайному другу», чтобы сделать ему приятное. Девиз посткроссинга: «Сюрприз в почтовом ящике»!

И вот уже второй год в Интернете существует сайт, который называется «Посткроссинг между детскими садами», с помощью которого ребята из разных городов нашей большой страны могут обмениваться открытками, письмами, рассказывать друг другу о своем родном городе и крае.

Мы тоже зарегистрировались на этом сайте и стали его участниками.

И сегодня нам пришло очередное письмо. Ребята, тут адрес: Город Санкт-Петербург, город Павловск, улица Березовая, д.22, литера А, подготовительная группа «Пчелки». Это нам, как выдумаете? Верный адрес? (Ответы детей).

Дети из Петровска пишут:

«Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы очень обрадовались, когда получили ваше письмо. Было очень интересно узнать о вас и о вашем городе. Вы уже большие и скоро пойдете в школу. Нам в школу еще нескоро, ведь мы ходим во вторую младшую группу. Звездочки, как и Пчелки, любят слушать сказки, гулять и играть. Особенно мы любим играть с матрешками. Очень ждем от вас письмо».

– Вам понравилось письмо? Помните, в письме они писали о том, что любят играть с матрешками. Давайте и мы сегодня поиграем с ними в игру «Где ты живешь?»

(Воспитатель достает маленькую матрешку. На её фартучке нарисован дом).

– Посмотрите, у матрешки на фартучке нарисован дом. А для вас что такое дом? (ответы детей)

– Детский сад – это тоже дом, где мы играем, дружим, растем.

– Посмотрите, вот два дома. Как вы думаете, кого забыл художник нарисовать в пустом окошке?

– Вот вторая матрешка. Что нарисовано на ее фартучке?

В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
Что это?
(Улица)

– Улица города. Как называется улица, на которой находиться наш детский сад? А вы на какой улице живете?

Дидактическая игра «По улицам гуляем, стороны света определяем».

Физкультурная минутка «Почтовый ящик»

На скамейку я встаю, Поднимаются на носочки и тянутся
Еле ящик достаю. за руками вверх.
Открываю ящик «Открывают».
Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика Приседают – встают с вытянутыми

Письма настоящие. руками.

– Вот еще одна матрешка. Что у нее на фартуке? Да это город!

– Давайте мы скажем красивые слова о нашем городе Павловске и сделаем фото-галерею.

Игра «Я начну, а ты продолжи».

В нашем городе наступила весна, значит наш город какой? (весенний)

В нашем городе есть музеи, кинотеатры, значит наш город какой? (культурный)

В нашем городе много людей занимается спортом, значит наш город какой? (спортивный)

К празднику город всегда украшают флагами, гирляндами и город становится какой? (праздничный, красивый)

В нашем городе много деревьев и кустарников, значит наш город какой? (зеленый)

В нашем городе цветет много цветов, значит наш город какой? (цветущий)

Мы все очень любим наш город, значит он какой? (любимый).

(на слайде появляются фотографии с видами Павловска).

– Посмотрите, какая большая фотогалерея у нас получилась, полюбуемся нашим городом. Теперь все вместе скажем, какой город Павловск у нас получился?

Дети: цветущий, культурный, спортивный, зеленый, весенний и любимый…

(Воспитатель показывает карту России)

– А что же обозначает эта картинка? Да это наша страна – Россия!

Загадки:

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны! (Гимн)

У него названий много:
Триколор, трехцветный стяг.
С ветром прочь тревоги!
Бело-сине-красный.. (Флаг)

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны он главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)

Во главе державы избранный по праву
На четыре года волею народа. (Президент)

– Молодцы, это главные символы нашего государства.

– На фартучке этой матрешки карта. Все страны расположены на материках. Давайте соберем карту. Разложим правильно материки. Молодцы. А теперь посмотрите на нашу карту и скажите, на каком материке расположена наша страна?

– Какой по размерам наш материк? (Самый большой)

– Не только самый большой, но и для нас самый красивый, ведь это наша Родина, милее которой нет ничего.

– А это самая большая матрешка. Что у нее на фартучке? Да. Это планета Земля. Самая большая матрешка – дом для всех ее сестер. А планета Земля – наш общий дом.

Шар большой, на нѐм страна,
Город в ней, а в нѐм дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля – это Родина моя!

– Давайте поиграем в игру «Земля – Вода»

(Дети встают в одну шеренгу. Ведущий говорит слово «земля» – надо сделать один прыжок вперед. А если прозвучит слово «вода», то надо сделать один прыжок назад. Употребляются слова с похожим смыслом).

Земля – суша, остров, берег, песок, глина.
Вода– море, река, водичка, ручей, океан, родник, влага.

Рефлексия. «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – приятное, спокойное настроение, получили много интересной информации; голубого цвета – грустное настроение, устали, не было никакой полезной информации.

 Приложение 4.

Путешествие письма

1.Отправитель опускает письмо в почтовый ящик

8. Почтальон несёт письмо адресату.

7. Письма сортируются в почтовом отделении г. Москва

2. Работник почты вытащил письма из почтового ящика и принес на почту.

9. И вот письмо дошло до адресата.

6. В вагоне во время пути сортируют почту. В Москве почтовый поезд встречает почтовая машина и везет в почтовое отделение

3. Сортировка и проверка писем на почте:

 – на всех ли конвертах марки наклеены,
– адрес написан,
– индекс поставлен.

4. Печати и штампы поставлены – все проверено!

5. Почтовая машина повезла письма к почтовому поезду

Системная паутинка

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

 Цель:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умение определять возможные методы решения проблемы не с помощью взрослого, а самостоятельно;
  • формирование умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, сюжетно – ролевой игры.

Социально-коммуникативное развитие

 – развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Познание:

– Формирование интереса к разнообразным почтовым зданиям, поощрение желания передавать их особенности в конструктивной деятельности.

– Формирование представлений о весах, о весе предметов и способах его измерения; продолжать закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее-легче) путем взвешивания.

 – Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о почте (история почты, энциклопедия о почте, музей «Почты», скульптуры почтальонов и т.д.).

– Формирование представлений о предметах, облегчающие труд людей, работающих на почте (С. Маршак «Почта»).

 – Количество и счет. Счет прямой и обратный -цифры от 0 – 10. Деньги. Состав числа. Количественный и порядковый счет. Операции с числами.

 – Ориентирование на листе (конверт), по карте (где находится Москва, Санкт-Петербург, Петровск, Воронеж и т. д.?)

 – Ориентирование во времени (дни недели, год, календарь, месяц, часы). Уметь пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Чтение художественной литературы (чтение произведений Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А. Шенийкина «Вести приходят так», А. Гайдара «Чук и Гек», С. Маршака «Почта», стихи и загадки о почте.

 

Сюжетно-ролевая игра

 «Почта»

Здоровьесберегающие технологии. Беседы об эмоциональном состоянии человека в различных ситуациях.

Художественно- эстетическое развитие:

 – продолжать знакомство с архитектурой, закрепление и обогащение знаний о том, что существуют здания различного назначения (здания «Почта», здания разных почтовых отделений (от старинных до современных);

– ручной труд (конверты), рисуем марки, пишем письма.

Образовательная область «Труд»

 Формировать положительное отношение к труду работников «Почты». Воспитание ценностного отношения к труду, труду других людей и его результатам. Первичное представление о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека.

Социально-личностное развитие. Развитие самостоятельности в организации игры «Почта», выполнение правил и норм поведения. Развитие инициативы, организаторских способностей. Развитие умения действовать в команде. Поддерживать стремление обустраивать игру самостоятельно и создавать недостающие для игры предметы и предметы заместители.