Носкова А. Е., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 11
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи — один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОНР.
Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочери на логопеда и воспитателей группы не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых. Особенно «чувствительны» к влиянию данных факторов дети с ОНР 5—7 лет.
Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей), наоборот, значительно способствует психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям. Главными объектами оценки взрослых нередко становятся речевая активность детей и навыки владения ими связной речью. Появляется опасность изменения иерархии мотивов общения детей друг с другом и усиления влияния уровня развития речи на положение ребенка в коллективе (формирование статусных подгрупп). Выходом из данной ситуации может быть дифференцированный подход к оценке речи детей и их поведения. Так, во время индивидуальной работы логопед оценивает активность и старательность ребенка при исправлении дефектов речи, а во время подгрупповых форм работы — доброжелательность к другим детям, умение оценить их помощь, оказать эмоциональную поддержку.
Педагоги обращают внимание родителей на уровень развития коммуникативных и игровых навыков их ребенка. Незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм у одних детей, а у других — многословность, склонность перебивать собеседника, неспособность выслушать его до конца становятся поводом для раздумий взрослых. Постепенно педагоги разъясняют родителям, что их представления о речевом нарушении сына или дочери недостаточно верны и дифференцированы. Взрослым бывает полезно отстраниться от собственных представлений о ребенке и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми. Для установления контакта педагогов и родителей необходимы совместные наблюдения за ребенком в различных ситуациях общения с последующим анализом его вербального и невербального поведения.
Изменение педагогических установок родителей происходит не сразу и требует длительной работы. Коллективная работа (родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации, семинары, тренинги общения и др.) проводится в тех случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Особо следует отметить роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий, которая должна проявляться в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада, оформлении тетради ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытых занятиях, праздниках, родительских собраниях, оформлении групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).
Индивидуальные формы работы (беседа, присутствие на занятиях логопеда и воспитателя, анкетирование, консультация и др.) подчиняются этическим аспектам общения педагога и родителя по поводу проблем ребенка. Например, родителей информируют о необходимости принятия дополнительных мер при длительных нарушениях адаптации в образовательном учреждении или наличии у ребенка сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение — при повышенном внутричерепном давлении, косоглазии, СДВГ; массаж — при нарушениях мышечного тонуса и т.д.).
В процессе индивидуальных консультаций, семинаров и практикумов, просмотра открытых занятий логопеда и воспитателей педагоги демонстрируют приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, указывая, на что следует обратить внимание дома.
На протяжении всего времени, пока ребенок с ОНР посещает логопедический детский сад, представления родителей о языковой активности их детей меняются. Родители в первую очередь отмечают влияние интеллектуальной и музыкальной способностей, реже — художественной, коммуникативной и подражательной.
Для развития языковой способности на основе тех видов деятельности, которые интересуют детей и их родителей, возможна разная стратегия взаимодействия взрослых с дошкольниками. Например,
родители с развитыми кинестетическими способностями («деятели») могут комментировать события в жизни ребенка, этапы осуществления совместных действий, обыгрывать непроизвольные эмоциональные возгласы неговорящего малыша, а в более старшем возрасте — накапливать словарь с помощью сочинения рифмованных строк; разучивать стихотворения, расхаживая по комнате; сочинять рассказы, перебирая камешки;
родители с аудиальным стилем обучения («контактеры») для создания мотивации у ребенка могут расспрашивать логопеда и воспитателей в его присутствии о том, как он себя вел, занимался, какие сегодня новости в группе, какие поделки мастерили дети и т.д.; по дороге домой обсуждать выставки детских работ, праздники, конкурсы, предлагая что-нибудь смастерить для воспитанников группы;
родители, обладающие зрительным стилем обучения («наблюдатели»), могут чаще создавать проблемные ситуации, требующие проявления речевой активности ребенка; переспрашивать, так ли они его поняли, провоцируя отрицательный или утвердительный ответ; изучать новые лексические темы, зарисовывая на бумаге воображаемые путешествия семьи, сказочные приключения; учить способам запоминания речевой информации с помощью знаков и символов, схем, составления плана рассказа и т.д.
После определения ведущего стиля поведения родителей педагоги акцентируют их внимание на том, что у ребенка может быть другой стиль обучения, который необходимо учитывать в процессе организации развивающей среды и общения с ним. При этом подчеркивается значение создания речевой мотивации в процессе совместного общения, «опережающего одобрения» речевых попыток детей и роли фонетически, лексически, грамматически, стилистически правильной речи взрослых в присутствии дошкольников. Для исправления речевых ошибок родителям следует придерживаться тактики переспроса ребенка, когда эхолалично повторяется его фраза, но с соблюдением всех языковых норм.
Таким образом, в процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции родители детей с ОНР постепенно берут на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.
Литература:
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
- Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М., 2007.
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2011. – 160 с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).