Рапкевич Е.П., педагог-психолог ГБДОУ № 11
Способность балансировать на одной ноге является важным тестом для определения здоровья головного мозга.
Многие взрослые недооценивают важность вестибулярной системы в развитии ребенка. А ведь благодаря вестибулярной системе мы можем эффективно действовать в пространстве.
Вестибулярная система является фундаментом для развития способности ребенка к обучению и выполняет очень важные функции:
- отвечает за ориентировку в пространстве;
- регулирует мышечный тонус;
- контролирует автоматическое движение глаз;
- активизирует мозг, внимание;
- регулирует гравитационную уверенность;
- контролирует восприятие схемы тела;
- координирует левую и правую сторону тела;
- планирует наши движения.
Если вестибулярный аппарат работает без сбоев, движения человека плавные и скоординированные. Но в том случае, если орган не тренирован, поступающие от него сигналы могут приводить к перевозбуждению нейронов в разных мозговых центрах и, как следствие, неприятным симптомам. «Вестибулярная поломка» влияет на переработку мозгом всей сенсорной информации.
По данным психофизиологов у 85% детей с «вестибулярными поломками» наблюдаются школьные трудности, нарушения развития и речи, проблемы с вниманием, мышечным тонусом, памятью.
Школьник, у которого снижена чувствительность вестибулярного аппарата, при списывании с доски теряет связь, теряет строчку, снижается четкость написанного, потому что движения его головы и глазных яблок не синхронизированы. Ребенку трудно ориентироваться на листе, запомнить последовательность букв и цифр, ориентироваться во времени, читать, писать. Из-за дисфункции вестибулярной системы все эти навыки формируются с большим трудом.
Главная задача вестибулярной системы – контролировать положение тела. И пока эта задача не решена, наш мозг не будет заниматься ничем другим (прислушиваться к тому, что ему говорят, запоминать информацию). Пока мозг постоянно занят поиском точки «где я нахожусь», все остальные задачи откладываются до лучших времен.
Часто слабый вестибулярный аппарат является результатом малоподвижного образа жизни и недостаточной физической активности. В настоящее время это стало очень распространенной проблемой. Наш мозг устроен так: развивается то, чем мы пользуемся, а вестибулярная система развивается тогда, когда мы двигаемся.
Чтобы избежать этого, достаточно увеличить ежедневную физическую активность, чаще нагружать вестибулярный аппарат.
Развивать те или иные участки головного мозга лучше всего начинать с раннего возраста. Самое благоприятное время для этого — возраст от 4 до 7 лет. В этот период физического развития ребенка лучше всего включить игровые упражнения на равновесие, координацию, баланс и ловкость.
Когда ребенок бегает, прыгает, катается с горки, на качелях, просто быстро ходит – он тренирует свой вестибулярный аппарат.
Полезны игры, требующие слежения за предметом: бадминтон, пинг-понг, игры с мячом, со скакалкой, различные классические подвижные игры.
Отлично тренирует вестибулярный аппарат езда на велосипеде, самокате.
Приучайте себя и ребенка вставать со стула, с кресла, с дивана без помощи рук. Тренируйте ходьбу, перекатываясь с пятки на носок, стойте в «позе цапли». Также очень полезно каждый день проходить хотя бы несколько шагов по бордюрам, по ниточке, по веревочке, по воображаемой линии. Можно тренироваться сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.
Такие упражнения не только отлично тренируют организм, развивают равновесие и укрепляют вестибулярный аппарат, но и улучшают осанку, формируют самоконтроль и концентрацию.
БОЛЬШЕ ДВИЖЕНИЯ! Ребенок будет лучше учиться, если в его жизни присутствует хотя бы три часа двигательной активности. Это необходимо не только для развития вестибулярной системы, но и вообще для нормального развития и работы организма ребенка в целом.