Туваева И.В., воспитатель ГБДОУ № 12
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Слово входит в состав почти всех основных форм его психической деятельности, участвуя в формировании восприятия и памяти, побуждая к действию. Через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. В связи с этим особую значимость приобретает выявление причин, препятствующих полноценной подготовке детей к обучению в школе. Одной из таких причин является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими людьми. Бедность словарного запаса затрудняет взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, влияет на психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное лексическое развитие – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным словарным запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Практика показала, что воспитанники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на занятиях.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для их общего развития.
Лексическое развитие дошкольников – это планомерное расширение активного словаря за счет незнакомых или трудных слов. В дошкольном детстве ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря дошкольников как одну из важнейших задач развития речи.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырём годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в шесть – семь лет до 3500 – 4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Лексические упражнения знакомят дошкольников со смысловой стороной слова, содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.
В отличие от дидактических игр лексические упражнения не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами.
Значительное место в работе с дошкольниками занимают упражнения, словесные игры, основное назначение которых состоит в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, точность словоупотребления. Особая роль лексических упражнений заключается в том, что они способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь, формируют практические навыки: умение быстро выбрать наиболее точное слово, составлять предложение, различать оттенки в значении слова. Такие игры воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарное осознание элементов языковой действительности.
Лексические упражнения включают в себя логический анализ лексического понятия, анализ лексических значений, составление семантических рядов. Словарные задания включают в себя упражнения на составление словосочетаний, предложений.
Лексические упражнения редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включатся в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:
1) развивать понимание обобщающего смысла слова;
2) развивать понимание отношений «целое и его часть»;
3) развивать понимание отвлеченного смысла слова;
4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем);
5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;
6) развивать стилистическое чутье;
7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Таким образом, говоря о содержании словарной работы, необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные дидактические игры и лексические упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.