Омарова Ф.З., воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе ДОО и закреплена во всех стратегических документах детского сада: в программе развития, в образовательной программе дошкольного образования, и, конечно, в рабочей программе педагога. Одними из эффективных средств решения этой задачи могут стать здоровьесберегающие технологии как традиционные и широко известные всем воспитателям, такие как физминутки, подвижные игры, бодрящая утренняя и другие виды гимнастик, так и нетрадиционные – кинезиологические упражнения, су-джок и гидро- или аквагимнастика, о которой хотелось бы рассказать более подробно.
Название этой гимнастики говорит само за себя. Любой воспитатель знает, что дети очень любят пальчиковые игры и с удовольствием в них играют. Также известно, что дети очень любят играть с водой. Аквагимнастика соединяет в себе эти два вида детской деятельности. Фактически аквагимнастика – это пальчиковые игры и упражнения в воде с проговариванием стихов и потешек с движениями, рассказывание, а в более старшем возрасте – сочинение сказок при помощи пальцев, воды и различных мелких игрушек, подручного материала. Использование аквагимнастики дает возможность:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, улучшать координацию движений;
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать тактильные ощущения, способствовать снятию мышечного напряжения, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
- познакомить со свойствами воды, овладеть элементарными понятиями: под водой, над водой, далеко, близко и т.д.
- способствовать укреплению здоровья детей.
Пользу аквагимнастики трудно переоценить. Вода не только кинестетически приятна для ребенка, но это еще и отличный антидепрессант: игры с водой – отличный способ эмоциональной и психологической разрядки малыша.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук помимо всех полезных свойств, связанных с развитием мелкой моторики, а значит, и развитием речи, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Плюс аквагимнастики для педагога состоит еще и в том, что ее проведение не требует какой-то сложной подготовки, специального обучения и особенных условий: нужна емкость, удобная для ребенка, вода и фантазия педагога. Проводить аквагимнастику можно в совместной деятельности с детьми, а также в индивидуальной или подгрупповой образовательной деятельности.
Вода в емкости, где проводится аквагимнастика, должна быть комнатной температуры, время игры, начиная от пяти минут, постепенно увеличивается до десяти минут. Обязательное условие проведения аквагимнастики – комплекс должен сочетать упражнения на сжатие кистей рук, расслабление, различные движения пальчиками. Главные принципы проведения аквагимнастики – систематичность, регулярность и занимательность.
Начинать можно с простых пальчиковых игр-упражнений в воде, типа «Кулачки», «Лучики», «Волны», «Медуза», которые помогают ребенку «почувствовать» воду и получить удовольствие от игр с ней. Это игры без предметов.
Постепенно в комплекс аквагимнастики можно вводить упражнения и игры с предметами. Подбирать их нужно, ориентируясь на возрастные особенности детей, для игры с тактильным материалом годятся мячи су-джок, тактильные мешочки из воздушных шаров с различным наполнением, природный, бросовый и подручный материал (прищепки, мелкие и крупные игрушки, камушки, ракушки и др.). Предметы можно подбирать по лексическим темам, а игры проводить с музыкальным или текстовым сопровождением. Спустя некоторое время дети начинают выполнять упражнения в соответствии с текстом без показа воспитателем и проговаривать слова.
Казалось бы, вода и пальчиковые игры – что здесь особенного? Но в группе раннего возраста такая гимнастика оказалась для нас незаменимым помощником. В период адаптации с помощью таких упражнений нам было проще «переключать» внимание детей, снимать эмоциональную болезненность при расставании с родителями, что значительно облегчило этот период для наших малышей. Пальчиковые игры и самомассаж в воде – эффективный и очень любимый детьми способ простого закаливания. А лучшим доказательством того, что аквагимнастика очень нравится детям, стали их улыбки.