Самоанализ “Мой учебный год”

Костюченко В. В., учитель истории о обществознания ГБОУ  СОШ № 511

Предисловие

А зачем все это нужно?

 Итак, отпуск уже на середине, пора бы кончать отдыхать и заняться подготовкой к учебному году настоящим образом. А для этого стоит свести воедино все размышления и кратко изложить ту рефлексию и вытекающие из нее задачи, которыми ты так или иначе занимался весь год.

А раз уж это совпадает с нашим заданием по проведению самоанализа – так стоит эти размышления «вынести на бумагу».

Впрочем, стиль не деловой, а вполне «развлекательная графомания». Поправка: объемная, семистраничная графомания!

Еще стоит отметить, что я понимаю, что пишу, по большей части, про вещи вполне очевидные (в том числе и для меня самого, с самого начала), но знать, понимать и реализовывать на практике, автоматически, рутинно (в хорошем смысле) – вещи несколько разные.

Труд сделал из обезьяны человека

Подготовка – наше все!

Не верьте социологам и экономистам. Не верьте.

«20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата» – врут. Может, у итальянской сельхозмафии сеньор Паретто все так и наблюдал, но у меня 80% усилий и времени – подготовка урока, без которой – никуда, даже если он без особых изысков. Дает она, правда, тоже далеко не только 20% результата.

Времени на достаточно качественную (по моим взыскательным требованиям) подготовку постоянно не хватает. При этом простым «возьми меньше часов» – делу не поможешь. По моим ощущениям, достаточно времени на подготовку было бы, если бы был один урок в день (без учета параллели), а весь вечер можно думать над следующим. «Мечты, мечты! Где ваша сладость?»

А без достаточно тщательной поурочной подготовки возникает целый комплекс проблем. И это должна быть именно твоя подготовка, все умные книжки с поурочными планами и прочее – подспорье, но прорабатываешь все эти умные идеи всё равно ты.

Чтобы не ограничиваться общими фразами, конкретный пример – задания. Их нельзя брать ни из учебника, ни из рабочей тетради, вообще откуда-то брать нельзя, потому что все они будут слово в слово списаны, особенно дома. Максимум возможного – это позаимствовать и изменить так, чтобы когда будет списано дословно, то это было сразу видно.

Сам ты быстро за несколько минут не придумаешь задания – они требуют, как и все остальное, тщательной подготовки. А уж о раздаче качественных импровизированных заданий не может быть и речи, во всяком случае, когда ситуация складывается не лучшим образом (например, класс себя плохо ведет, и вместо обычного урока я даю задания), я остаюсь недоволен заданиями, которые дал.

Конечно, я сгущаю краски, есть и обходные пути, способы сэкономить время, но в целом все так и есть.

Итак, от подготовки многое зависит, поэтому стоит заняться ею сейчас, летом, когда можно спокойно подумать, поработать.

Что именно готовить?

Понятно, что для каждого конкретного урока могут быть свои нюансы, но в общем то случае – что? Казалось бы, вопрос такой и стоять не должен – пиши конспект! Но это крайне трудозатратно, и, как мне кажется, есть более эффективный вариант –  приготовить презентацию, только делать это именно с учетом того, что она и для учителя. В презентации можно отразить практически все: и план урока, и ключевые единицы знаний, и цели урока в презентации вполне видны. Любую активность детей тоже можно отразить в презентации, например, если это игра – в презентацию можно поместить правила.

И саму презентацию ты к каждому уроку все равно готовишь.

Останется проблема форсмажора, правильного расчета времени на урок. Но с заранее подготовленной презентацией будет проще что-то изменить, чем без нее.

Еще мне понадобятся дополнительные материалы для тех, кто хочет погрузиться в тему глубже, либо кто хочет получить те же знания каким-то другим путем кроме того, что я предложил на уроке и дома. Как правило, это видеоматериалы. Я выкладываю их в своей учебной группе в соцсетях, куда, конечно, зову всех своих учеников. С этим проблем нет, потому что у меня есть несколько проверенных каналов, из которых я беру видео. Конечно, их все равно предварительно нужно отобрать, отсмотреть.

Отдельно отмечу необходимость создания банка с избыточным запасом заданий. Применение их весьма разное: от купирования плохого поведения, до дифференцированного подхода к ученикам. При этом не обязательно что-то этакое придумывать: кроссворд, соотнести термин и определение и так далее… Кроме специфических, просто ряд однотипных заданий к каждому уроку, а уж какие из них применять, будет видно по методическим обстоятельствам.

И последнее –  три-четыре музыкальные композиции к каждой теме. Это моя «фишка»: для познавательной мотивации и погружения в тему я на перемене перед уроком ставлю композиции, а на уроке мы размышляем о том, какое отношение эта песня имеет к теме урока, о чем она говорит. К урокам истории подобрать песни получается практически всегда, к урокам обществознания – исключительно редко, поэтому для обществознания я такой задачи для себя не ставлю.

Рассчитываю подготовить уроки на две четверти, а там можно будет и откорректировать на основе практики.

Итого, четыре пункта:

  • презентация;
  • дополнительные электронные материалы (видео);
  • банк заданий;
  • 3-4 песни.

Сто правил чОрного [1] властелина

[1] Здесь и далее, если вы видите, что орфография у слова какая-то не такая, то не верьте глазам своим: скорее всего, все так и надо. В каждом конкретном случае есть определенный смысл. Конкретно здесь заголовок отсылает: к «Черным властелинам»  как литературному архетипу, к конкретному юмористическому тексту «Сто правил Черного властелина» и к роману «Чорный властелин Африки» Далее: большевицкий- именно так называла большевистский режим белая эмиграция. Собственно, основные организации: РОВС, НТС и т.д.- существуют и поныне, в том числе и открыто у нас в России. Продолжают так называть в своих печатных изданиях, хоть и не всегда. Дальше все в том же духе. Если вам не нравятся мои отсылки и юмор… Бывает.

Плохое поведение, двойки… вот это вот все…

“Ивана Грозного еще при жизни называли «Грозным»? Тогда очевидно, что никаким «грозным» он не был – настоящих тиранов открыто называют «тиранами» только после смерти! А при жизни они все «добрейшие» и «милостивейшие»” (из одного «кухонного» спора на исторические темы).

Но из меня-то злобный черный властелин вообще никакой, да и светлый – тоже.

У меня «демократический» стиль ведения урока – это не я определил, а педагог-наставник, я-то за «темновластелинство» на уроке, за авторитаризм! Но не мое, хорошо хоть, что не скатываюсь в «либерализм».

Этот стиль имеет свои серьезные плюсы, но вот пока слишком серьезны у меня минусы.

И с дисциплиной никуда, да и двойки (даже тройки) приходится себя буквально заставлять ставить. Вещи эти, конечно же, взаимосвязаны.

На самом деле, к концу года выправилось более-менее и поведение, и оценки. Но в начале года я себя несколько раз ловил даже на том, что натурально упрашиваю ученика пересдать мне работу, потому что не понимаю: как можно не хотеть получить четыре или пять, если для этого нужны минимальные усилия, минимальное планирование. И сейчас не понимаю, но смирился. Сам я отличником не был, был хорошистом, к оценкам относился «философски», но, если была возможность исправить, переделать, просто с минимальной подготовкой получить хорошую оценку- всегда хватался за возможность.

А тут… Особенно запомнились два урока. Один, на котором я подготовил урок о том, как все непросто и страшновато было на гражданской войне, со сложными ситуациями, задачами. Но в начале урока вызываю к доске, опрашиваю – дело идет плохо, тогда думаю дать вопрос для «выплыть»: «Кто такой Ленин?» – ответа не получаю. После чего я понимаю, что все мои «пляски» со сложными проблемами тут абсолютно не нужны. Для части класса, во всяком случае. Получил ученик-таки свой неуд.

И второй: тоже опрос у доски, тоже ответов нет. Вопрос для «выплыть»: «Когда закончилась Великая Отечественная война?» Уже и весь класс подсказывает: «Когда мы празднуем каждый год?»  Нет ответа. Дело было в апреле, параллельно классом готовилось очередное выступление к девятому мая.

Как я уже писал, к концу года ситуация стала выправляться. Хотя, конечно, отдельные хулиганы таковыми и остались, а один класс целиком постоянно приходится приводить в чувство. Я все еще сильно недоволен, но на верном пути.

Впрочем, вопрос с объективностью оценок все еще актуален

Опросить устно при такой наполняемости классов можно каждого ученика раза два в четверть. На серьезные работы с контролем знаний ученик может не прийти по тем или иным причинам. Разнообразные «Летучки» эффективны, но тут уже у меня их реализовывать не получается пока – они превращаются в «тянучки» на пол-урока. Остаются оценки, которые получить просто, например: групповая работа, игра. И троечник получает даже и пять в четверти.

Тройка должна быть, тройка с минусом.

Так мне эта ситуация не нравится, что кушать не могу.

Нет справедливости.

Все выше и выше и вы-ы-ы-ыше!

О хорошем и перспективном

«Жить стало лучше, жить стало веселее!» – и это действительно так: есть некоторые приемы, уроки, которыми я вполне горжусь.

Например, уже упоминавшийся прием с песнями на перемене. Правда, практически все работает очень неоднозначно. С теми же песнями: одним нравится – если я не подобрал и не ставлю, бурные просьбы сделать в следующий раз. Другие одно время начали носить в класс колонку и очень демонстративно ставить Моргенштерна на перемене, но любители исторической песни были с этим не согласны, постепенно мы нашли компромисс: я негромко включаю свое, и кто хочет – слушает. Я думаю, что на самом деле это был скорее подростковый протест- он быстро сошёл на нет при демонстрации готовности к компромиссу.

А часть срабатывает совершенно неожиданным образом. Однажды я подготовил урок по непростой внутренней политике СССР в 30-е годы, про репрессии, раскулачивание и т.д. Подготовил я его с очень интересными, непростыми заданиями, имея ввиду возможность дискуссии. Собственно, урок и состоял из заданий, «кейсов»: мемуары людей, документы – они были подобраны так, что на каждую ситуация можно взглянуть с разных точек зрения. Как просоветской, так и антисоветской. И ни одну ситуацию нельзя было однозначно решить «в лоб».

Например: рассказ раскулаченного крестьянина о горькой своей судьбе. Все ясно: злобные большевиЦкие гады раскулачили ни за что. Правда, если внимательно его прочитать и осмыслить прочитанное, то становится видно, что у него было огромное хозяйство. А значит, он либо работников нанимал, либо лошадей и имущество «в рост» давал – то есть он тот самый «кулак-мироед», батраков эксплуатировал, советские законы нарушал. А можно эту ситуацию и еще раз перевернуть, если ты не разделяешь советский, коммунистический взгляд на экономику, общество – так и ничего плохого кулак не делал. Он «крепкий хозяйственник», а не «мироед». А что «в кулаке держал» – так в тексте этого нет, и вообще —  это бизнес, тут без силовой поддержки никак. Но ситуацию и еще раз можно перевернуть: этого кулака же вовсе не посадили, а переселили. А можно и еще раз… Думаю, суть вы уловили. И потенциально так можно продолжать до тех пор, пока хватит въедливости и мозгов. Правда, именно такая «долгоиграющая» ситуация была одна.

Первую половину урока мы, естественно, разбираем задания вместе (фактически, сперва я разбираю, показываю, как с конкретными фактами нужно работать, чего я ожидаю), а потом по группам работаем – каждая группа представляет всему классу, до чего она додумалась.

Мне страшно нравился этот урок, и… И меня ждал оглушительный провал. Во всяком случае, я тогда так думал, потому что я так все задачи и рассказывал в итоге сам. Слишком сложно.

Здесь сделаю отступление: вообще говоря, все такие, не «лобовые», не репродуктивные задания идут исключительно сложно. «Давайте уже мы вызубрим\спишем даты\определения, а думать мы не будем», – примерно это я читаю на лицах большей части класса, когда пытаюсь чего-то этакого добиться.

Однако одна задача из этого «провального» урока неожиданно «выстрелила» СПУСТЯ ЧЕТВЕРТЬ. В конце года, когда мы завершали ВОВ и с Красной армией освобождали Европу.

А дело было так: еще один «кейс» я взял из «Архипелага ГУЛаГ» Солженицына, естественно, с небольшим предварительным разбором о том, с какой осторожностью к этому сборнику стоит подходить. Солженицын рассказывает о том, как вместе с ним ехали арестанты: два героя-фронтовика, орденоносца, за «хулиганство по женской части». Автор, признаем это, мастер игры на эмоциях читателя, он вызывает сочувствие к персонажам (да и не преступление то было, а вовсе даже «хулиганство»), героям, которых безжалостная система перемалывает, не взирая на заслуги. Но если мы осмысливаем текст, то получается, что автор считает, что если ты герой, то тебе должны сходить с рук преступления.

И вот на уроке об освободительном походе в Европу (этот урок, кстати, мне и сам по себе тоже нравится) я говорю о том, зачем наши войска туда направились: освобождать, добить нацистов в их логове. Затрагиваю вопрос о том, что на Западе, да и кое-кто у нас продвигает идею о «варварских ордах, которые напали на Европу и изнасиловали два миллиона немок». Но тут бесполезно доказывать, что ты «не верблюд», тем более что в многомиллионной армии, естественно, были разные люди, в том числе и пошедшие на преступление. Но давайте же взглянем на то, что считалось правильным поведением, что считалось образцом. И сравниваем нацистов (еще раз): «я освобождаю вас от химеры совести», «приказ об особой подсудности на территории проведения операции «Барбаросса»» и т.д.;  союзников: вытворяйте что хотите, только чтобы скандала не было, в оккупированной Японии с местными «желтокожими макаками» (с американской точки зрения) – и вовсе что хотите, без ограничений, а уж при высадке в Италии…; и наших, где образец – это воин-защитник, воин-освободитель, где мирным жителям помогают, где в только-только занятом Берлине организуют молоко для мам и грудных детей, где на преступления своих не закрывают глаза, а за них карают.

Вот на «карают» очень для меня неожиданно часть класса и вспомнила солженицынских героев, которых именно что неотвратимо карают, несмотря на то, что они орденоносцы. «А!  Мы же тогда разбирали…», – и вспомнили весьма подробно.

Словами не передать, как мне было приятно, что не просто «сдал и забыл», а спустя столько времени подробно помнят.

То есть тот урок про СССР сработал, но как-то сильно не так, как я думал об этом изначально. Нужно над этим поразмышлять, как-то изменить. Пока что не представляю –  как.

И вот она, третья большая цель на будущий учебный год: несколько таких вот удачных приемов, целых уроков, «фишек» – довести до ума. Возможно, принять участие в каких-то педагогических конкурсах с ними.

Как написать заключение в итоговом сочинении?

Один из самых популярных запросов рунета в экзаменационный период.

Графомания – болезненное пристрастие к сочинительству бездарного в литературном отношении человека.

А меж тем уже седьмая страница, так что я начинаю за себя переживать. Как бы чего не вышло.

Конечно, можно много чего еще написать. Да вот хотя бы: я решил, что Великую Отечественную мы прошли излишне сухо, слишком упирая на факты, тех же наших героев мало осветил. В связи с этим продумываю для себя ряд «правил».

Но главные цели на будущий год описаны, а графоманией можно заниматься и заниматься.

Пожалуй, закончим на этом.

Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!