Кузнецова С. А., воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 606
Многие родители задаются вопросом стоит ли отдавать своего ребенка на занятия по ментальной арифметике. Для начала нужно разобраться что же это такое ментальная арифметика.
Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус, передвигая косточки и тренируя мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально, развивает воображение и креативность.
Во время занятий ментальной арифметикой развивается логика. После 12 -18 месяцев занятий малышу не требуются счёты. Он решает задачи в уме, переставляя косточки и передвигая их мысленно. Совершенствуется работа полушарий, половинки мозга отвечают за разные задачи: левое – за логическое мышление, за рациональность действий, анализ, речь; правое – за умение планировать и фантазировать, за воображение, восприятие информации на слух. У ребёнка увеличивается объем памяти, потому что принцип ментальной математики заключается в запоминании большого количества комбинаций цифр. Без напряжения памяти ребенку просто не обойтись. В результате объем памяти увеличивается в 2–3 раза. Усиливается концентрация внимания. Сосредоточенность помогает ребенку добиться значительных успехов в обучении, ведь ему нужно сконцентрироваться на главном, не отвлекаясь на мелочи.
Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход. Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша, пропуск к большим успехам
Ментальная арифметика популярна у родителей дошкольников и у пожилых людей. Нестандартная математика – отличный метод профилактики болезни Альцгеймера.
Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи: концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.
Но у ментальной арифметики есть и минусы.
Ментальная арифметика не всегда оправдывает ожидания родителей и детей. Арифметика – это раздел математики, включающая в себя арифметические действия. А математика объединяет в себя алгебру, арифметику, геометрию и ряд других наук. Это нужно понимать перед тем, как решить заниматься ментальной арифметикой.
Часто бывает, что дети торопятся дать правильный ответ, считают быстро и невнимательно, совершают многочисленные ошибки в вычислениях.
В процессе насыщенных уроков возникает не только интеллектуальная усталость, но также физическая и моральная.
Отсутствие значимых результатов в развитии способностей разочаровывает и детей, и родителей. 99% детей научатся хорошо считать, но память, внимание, усидчивость остаются на прежнем уровне.
Таким образом, перед тем как принять решение отдавать ребенка на занятия ментальной арифметикой или нет, родители должны взвесить все «за» и «против». Также необходимо учитывать, что все дети разные и нужно проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Кто-то любит рисовать, лепить или читать, а кто-то нуждается в серьёзной физической активности, поэтому следует подбирать и пробовать разные методики для гармоничного развития интеллектуальных способной ребенка.
Желаем успехов!