Карпыза Е.Е., воспитатель ГБДОУ № 30
В гармонии с природой и собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина
Мы часто слышим похвалу красивым женщинам, дорогим машинам, одежде и т.д., но редко – естественной красоте природы. А ведь она так богата, так прекрасна, так уникальна!
Рассказать своим детям об уникальности природы, послушать ее, понять и научить ценить этот прекрасный мир просто нет времени! Взрослые заняты повседневными проблемами – у них все на бегу: посмотреть в зеркало, спросить об учебе, вечерний ужин…
В последние годы вопрос экологического образования и воспитания стал неотъемлемой частью работы в нашем детском саду. В этом направлении мы работаем над темой “Природа – мать, учитель и художник”.
Природа – это мать, которая создала нас такими, какие мы есть. Поэтому любите ее сердцем, а не разумом.
Природа – учитель. Учитесь у нее порядку, мудрости и терпению. Она следит за нашими поступками, строго наказывает за халатность, бесхозяйственность и ошибки, нарушающие ее законы.
Природа – художник … Ничто в этом мире не совершенно так, как звуки, краски и формы природы. Как бы вы ни старались воспроизвести эту красоту с помощью картин и музыки, получится лишь имитация. Не ломайте то, что никто не может сделать! Не искажайте природу, не старайтесь сделать лучше, потому что природа – величайший архитектор, художник, музыкант и скульптор.
В своей работе мы стараемся как можно больше времени уделять наглядным экспериментам, мини-исследованиям, опытам и занятиям на экологической тропе детского сада. Читаем много книг о природе: стихи, сказки, прозу, семейную научную литературу (энциклопедии). Знания, полученные детьми на экологической тропе, играют важную роль, дополняя знания, полученные на занятиях. Главное в том, что дети учатся использовать эти разнообразные знания в сложной практике.
На экологической тропе создаются условия “думать”, “чувствовать” и “действовать”, которые необходимы для формирования индивидуальных убеждений и мировоззрений.
Осмысленное наблюдение приведет к развитию чувства красоты, любви к природе, а также чувства защиты. Многие современные дети редко соприкасаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с тем, что находится в окружающей среде, с которой дети сталкиваются каждый день. В каждом городе есть интересные природные объекты для наблюдения: деревья и трава, насекомые и птицы. В ходе исследования ребенок учится наблюдать, планировать работу, прогнозировать результаты, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, короче говоря, развивать когнитивные способности. Таким образом, у детей есть возможность заниматься исследованиями как основным средством познания окружающего мира.
Цель эко-тропы – создание условий для непрерывного экологического образования детей (безопасный контакт с природой как для детей, так и для природы) и продвижение экологической культуры для формирования характера детей посредством практического опыта взаимодействия с природой.
Задачи экологической тропы:
- Повышать познавательный интерес детей к миру природы, прививать им чувство ответственности за сохранение природы; учить формировать свое самосознание как часть природы, чувство близости к природе; развивать сочувствие к живым существам, пробуждать заботу и уважение к природе.
- Развивать познавательную деятельность дошкольников во время занятий на экологической тропе; своевременно развивать экологическую грамотность и экологическую осведомленность о природе.
- Вовлекать детей в мероприятия, которые учат ценить растения и животных, защищать и сохранять природу, развивать экологическую осведомленность о растениях в природе, определяя их характеристики.
- Содействовать культуре экологического поведения, развивать экологическую осведомленность и объяснять правила поведения в природе.
- Улучшать здоровье детей дошкольного возраста путем развития зеленых зон и тропы здоровья.
На тропе существуют правила, и дети их с радостью выполняют:
- Поприветствуйте хранителя тропы.
- Ходите тихо и не мешайте обитателям тропы.
- Шум не помогает узнать природу. Наслаждайтесь звуками природы, например, пением птиц.
- Не разрешается рвать растения, ломать ветки, ловить насекомых или выбрасывать мусор.
- На тропе разрешено наблюдать, любоваться и размышлять.
- С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
В результате дети начинают проявлять сильный интерес к предметам и явлениям природы; различать живую природу (растения, грибы, животные, люди) и неживую природу (воздух, почва, вода); бережно относиться к природе и стремиться правильно вести себя по отношению к миру природы, изучать объекты природы, делать выводы, устанавливать связь между причиной и следствием.
С введением экологической тропы улучшился уровень экологических знаний, познавательной активности и языка дошкольников, улучшилось психическое состояние ребенка – контакт ребенка с природой снизил тревожность и оказал положительное влияние на его эмоции; повысился уровень профессионального образования воспитателей, которые проводят экскурсии; также постоянные занятия заставляют систематически и реалистично действовать и думать о “братьях наших меньших”, которые находятся в том же жизненном пространстве, что и дети.
Мы считаем, что экологическая тропа, находясь на территории детского сада, учит бережно относиться к природе и понимать ее красоту.