Опыт проведения интерактивной программы День Земли в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

Дробышев С.А. педагог дополнительного  образования,
концертмейстер
ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Курчавова Н.И. педагог дополнительного образования 
ГБУ ДО ДДТ «Павловский»

 2022 год указом Президента объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В нашей исторически многонациональной стране очень важно уделять особенное внимание памятникам этнокультуры, многообразия и самобытности народов, языков, всего, что составляет внутреннюю ценностную нематериальную культуру.

К решению этой задачи, а также к привлечению внимания общества к проблеме сохранения культурных традиций  в этом году были подключены организации культуры, социальной защиты и общественные движения. Несомненно, образование – важное звено воспитания будущих созидателей и хранителей народного искусства и нематериальной культуры народов России, поэтому  учреждения дополнительного образования также вносят свой высокопрофессиональный вклад в культурное воспитание и образование юного поколения.

Дополнительные образовательные и досуговые программы Дома детского творчества «Павловский» в большом объеме используют в своей практике уникальный региональный компонент Санкт-Петербурга, Пушкина, Павловска и Ленинградской области.

Отдел эколого-краеведческого воспитания ДДТ «Павловский» имеет свои более чем тридцатилетние традиции проведения районных и городских массовых тематических мероприятий.  День Земли – самое главное событие  в жизни отдела, завершающее «экологический» год. Уже несколько лет итоговое мероприятие проходит в форме интерактивной  программы и посвящено теме года (Науке, Театру, Кино и др.).

В этом году экологи, краеведы и сотрудники отдела социально-культурной деятельности решили погрузить участников Дня Земли в атмосферу путешествий и открытий, приобщить к нематериальным традициям народов России от дальнего Уэлена до Ленинградской области. Во время знакомства с традициями народов Крайнего Севера, Хакасии, Урала, Вепсской возвышенности организаторами и ведущими программы (Озун М.Ю., заведующей отделом, педагогом дополнительного образования, и Курчавовой Н.И., педагогом дополнительного образования) подчеркивалась идея единства любого народа, его языка, культуры, традиций с природой края. Бережное,  рациональное отношение коренных народов к природным богатствам прослеживаются и до настоящего времени сохраняются в разных культурных явлениях. Разве не теснейшая связь народа с природой изначально заложила основы, сформировала и развила нематериальную этническую составляющую любого народа?

Увлекательное путешествие началось с репортажа известного ведущего детского ютуб канала Крыси Лёвкина (Дробышев С.А., педагог дополнительного образования) с далекой восточной окраины страны, небольшого села Уэлен. Участники праздника – команды школьников Пушкинского района, (команды школ №№ 552, 459, 315, 464, 638) узнали о значении моря в жизни чукотских народов, послушали и почитали сказки на чукотском языке, исполнили танец китов на берегу Берингова пролива вместе с хозяином побережья Белым медведем (Медведева Н.М., педагог дополнительного образования, методист).

Следующим пунктом путешествия стала Хакасия. В 2022 году республика отмечала юбилей начала знаменитых археологических раскопок. Участник экспедиций на раскопки Зимарева Н.А. (педагог дополнительного образования, методист) провела с гостями праздника увлекательную игру. Особенное внимание археолог уделила материалам, из которых сделаны находки, природным мотивам рисунков на них.  Помощником ведущей была известная путешественница  обезьянка Манки (Жукова М.А., педагог дополнительного образования, педагог-организатор). Ее репортаж о весеннем празднике в Хакасии, традициях украшать деревья пожеланиями добра увлек даже самых юных зрителей.

Далее команды добрались до границ Европы и Азии – Уральских гор. Конечно, здесь всех встречала Медной горы Хозяйка (Чернобаева О.В., педагог дополнительного образования). Самоцветы, сказы и были – вот знаменитые и неисчерпаемые кладовые уральской земли. Коллекцию минералов, полудрагоценных камней, историю их открытия и использования узнали ребята от строгой, но справедливой к умелым и разумным хранителям  Хозяйки.

Удивительно, но не всегда нужно отправляться за горы и моря в поисках уникального народа, языка и культуры. В Ленинградской области есть много племен, издревле заселяющих наш край. Вепсы – одни их них. Этот народ знает и почитает лес со всеми его богатствами, имеет свой язык, бережно хранит традиции. Викторина про лесные богатства южной тайги (Курчавова Н.И., педагог дополнительного образования) особенно запомнилась участникам, так как помогал ее вести Бурый медведь (Ефанов М., учащийся творческого объединения) – символ Бокситогорского района – мест коренного проживания вепсов.

Ярким и незабываемым получился День Земли, особенное впечатление оставила песня «Россия моя!» в исполнении  Арсеньевой Дарьи (вокально-эстрадная студия «Шалунишки», руководитель Сейтхалилева Т.В.).

Совместными усилиями творческого коллектива педагогов и участников творческих объединений была достигнута главная цель праздника – доказать, что жизнь народа, его природные и культурные традиции неразрывно связаны друг с другом. Гигантский масштаб, неисчерпаемые недра, многогранность природных условий, самобытность и многообразие народов  –  главное богатство  нашей необъятной страны.