Шалонина Н.А., учитель ГБОУ школы № 297
Токаревских Н.А., методист ГБОУ школы № 297
Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
Горький А.М.
Программа воспитания в школе предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских норм и ценностей, а также историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Моральные нормы успешнее всего могут вырабатываться в ходе игры, поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию личности обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником игрового образовательного процесса, а учитель являлся организатором этой игровой познавательной деятельности.
Игра по станциям – проверенная годами форма соревнования среди учащихся. В ней прослеживается устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой игровой деятельности. Структурные компоненты игры по станциям: игровой замысел, игровые действия и четкие правила. Это не только командная игра – это средство познания мира, интересная, активная форма работы, которая помогает детям укрепить свои знания, развить физическую активность, научить взаимодействовать в одной команде. Игра по станциям всегда ведётся по определенным правилам: в игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Историческая игра по станциям носит обучающий характер, сближает новую познавательную деятельность учащихся с уже привычной для них досуговой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
12 ноября 2022 года команды 7-х классов ГБОУ школы № 297 приняли участие в историко-краеведческой школьной игре по станциям «Под Александровым знаменьем – на века!», посвящённой 800-летию со дня рождения Александра Невского, 780-летию Ледового побоища, 350-летию со дня рождения Петра Великого и 320-летию со дня основания Санкт-Петербурга.
Цель данного мероприятия: воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом, вовлечение детей в игровую деятельность, создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков.
Задачи:
- развивать познавательный интерес;
- расширять кругозор;
- научить детей работать в команде;
- содействовать формированию активной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты:
- умение работать в одной команде;
- развитие познавательного интереса, расширение кругозора;
- развитие творческого потенциала личности, выявление способностей и возможностей каждого ребенка.
В ходе проведения игры ребятам предстояло показать свои знания в истории XIII века, отобразив их в названии команды, костюмах, атрибутике одежды. Все участники с достоинством справились с этим заданием, победителями стали команды: 7 «А», 7 «В» и 7»Д» классов.
На станции «Краеведческая» участникам команд предстояло определить памятники культуры, на которых были представлены архитектурные объекты, посвященные Александру Невскому и Петру I в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
На станции «Батальная» ребята ответили на многочисленные вопросы о жизни и деятельности Александра Невского, а на станции «Исторические пазлы» составили правильную последовательность событий Невской битвы и сражения на Чудском озере, указав число, месяц, год битв. Также командам нужно было правильно назвать противников и итоги сражений, выбрать иллюстрации и на слепой карте нанести места сражений. На станциях «Тяжело в учении – легко в бою» и «Смелость города берёт» участники игры показали, насколько они метко попадают в мишень дартса, и мячом в цель.
Итоги игры:
- 1 место – команда 7 «А» класса – 96 баллов;
- 2 место – команда 7 «Б» класса – 87 баллов;
- 3 место – команда 7 «В» класса – 80 баллов;
- 4 место – команда 7 «Д» класса – 76 баллов;
- 5 место – команда 7 «Г» класса – 74 балла.
На каждой станции работали ребята школьной команды «Зарница»-«Штурм» и фотокорреспонденты первичной организации РДШ ГБОУ школы № 297, а ученики 1 «Б» класса, для которых эта первая игра стала новым и непривычным делом, учились у старших ребят командной игре.
Завершилась игра «Под Александровым знаменьем – на века!» выступлением команды нашей школы «Штурм» – победителем военно-патриотической игры «Балтийские юнги» на кубок Главкома ВМФ на протяжении двух лет.
Многочисленные подарки всем командам были подарены Владимиром Антоновичем Самораем, который в 2022 году стал победителем городского конкурса «Лучший педагог дополнительного образования Государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».