Галлямова Г. И., педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 297
В Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных 10 ноября состоялась городская конференция «Дополнительное образование как ресурс преодоления образовательной неуспешности школьников».
Участниками конференции стали более 370 специалистов отделений и учреждений дополнительного образования детей, а также профессиональных образовательных учреждений из всех районов города.
Педагоги дополнительного образования делились с коллегами своими успешными наработками по темам:
- Интеграция основного и дополнительного образования;
- Социально-психологическая ресурсность дополнительного образования;
- Профессиональное самоопределение как показатель успешности школьников;
- Конкурсное движение – новые возможности для учащихся.
На конференции я была участницей тематической секции «Конкурсное движение – новые возможности для учащихся», на примере своего творческого коллектива ансамбля танца «Фестиваль» рассказывала о важности конкурсного движения в формировании личности и мастерства обучающихся.
Девиз нашего ансамбля – «Не сравнивай себя с другими, сравнивай себя с самим собой». Казалось бы, это верная установка для подрастающего поколения. Но речь в данном контексте идёт прежде всего о том, чтобы сравнивать себя в творческом и социальном аспектах с другими обучающимися, так как социальное сравнение является одним из ведущих механизмов в формировании самооценки человека, осознании потенциала своей личности, образа-Я.
В ситуации конкурсного выступления ребенку предоставляется возможность не подражать кому-то, а проанализировать и оценить свои возможности, сделать выводы для себя посредством внутренней диагностики и сравнения и в результате получить объективную оценку своих знаний, умений, способностей.
Это не хаотичное субъективное оценивание себя, а возможность применить свои силы в организованном мероприятии, где существуют свои правила, критерии оценки, командная и слаженная работа. Таким образом, обучающийся получает дополнительную мотивацию к занятиям в творческом объединении ОДОД.
Творческая реализация во все времена являлась мощной составляющей развития личности в целом. Профессиональный педагог считает своим долгом выявление и развитие творческих способностей у детей. В этом ему помогает конкурсная деятельность, а соревнование наравне с другими участниками является серьезной поддержкой творчески одаренных детей.
В процессе конкурсной деятельности перед педагогом возникает несколько задач:
- Научить детей объективно оценивать собственные способности.
Любой конкурс, фестиваль – это не только проба сил, но и расширение мировоззрения ребенка, предоставление ему возможности пообщаться с творческими единомышленниками. Следует обратить внимание на то, чтобы у ребенка не сформировалось необъективное мнение о самом себе. Другими словами, чтобы он не занижал или не завышал уровень своих способностей.
- Научить адекватно воспринимать и победу, и поражение.
Важно объяснить ребенку, что главное не диплом за 1-ое место и вознесение себя на Олимп, а внутренняя победа над собой. На примере нашего коллектива нередко складывались ситуации, когда неуверенность в процессе конкурсной деятельности превращалась в осмысленное представление своей личности.
- Развить эмоциональную устойчивость в процессе конкурсной деятельности.
Крайне важно создать правильный психологический настрой и благоприятную психологическую среду внутри коллектива. В этом помогают различные психологические, двигательные и дыхательные практики.
За свою многолетнюю практику участия в конкурсах мною был выработан четкий алгоритм действий во время подготовки конкурсного номера:
- Выбор темы, идеи конкурсного номера, а также разработка драматургии и композиции номера. Данный этап, пожалуй, самый важный и сложный, так как конкурсный номер – это маленькое, но законченное драматургическое произведение.
- Постановка номера.
- Репетиционная работа.
- Изготовление костюмов.
- Шефские концерты, обкат номера на текущих мероприятиях.
- Выступление в конкурсе.
Также стоит отметить, что профессиональное конкурсное мероприятие направлено на обучение, развитие детей, поэтому оно дает оценку не только детям, но и профессиональной деятельности педагога, а также образовательному учреждению в целом.
Мы все привыкли к тому, что современная жизнь все чаще диктует нам свои правила. Сложившаяся обстановка в мире за последние три года внесла существенные коррективы в работу института конкурсных мероприятий. Количество конкурсов и фестивалей резко сократилось и, к сожалению, дети потеряли возможность выступать на «живой» сцене, перед «живыми» зрителями. И здесь возникла реальная угроза потерять интерес детей к продолжению обучения, ведь главное, ради чего они приходят в коллектив, – это желание выступать. Но к нам на помощь пришел онлайн-формат мероприятий, в том числе дистанционные конкурсы.
Однако вопрос «как сохранить коллектив» в условиях карантина все равно оставался актуальным. Обращаясь к нашему опыту, могу сказать, что мы с этим испытанием справились с помощью комплексных мер: это и психологическая поддержка родителей, индивидуальные и коллективные беседы в ансамбле, онлайн-концерты и, конечно, дистанционные конкурсы.
Важно учесть, что конкурс в онлайн-формате гораздо сложнее в психологическом и физическом плане. Как известно, видео «съедает» половину эмоционального, артистического материала, следовательно, детям нужно выкладываться на камеру вдвойне. И здесь было важно отследить стрессовую ситуацию каждого участника коллектива, объяснить ему, что в процессе дистанционной работы он приобрел массу ресурсов для своего личностного роста, ведь человек растет благодаря препятствиям. Альберт Эйнштейн сказал: «Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен ДВИГАТЬСЯ!»
Дистанционные конкурсы и фестивали стали достойной альтернативой «живому» выступлению. Несмотря на непривычный формат, мы убедились, что такая форма соревнований несет в себе огромный потенциал. Это и:
- широкая география участников;
- новый опыт творческой деятельности;
- непрерывное сетевое самообразование;
- расширенное онлайн общение с другими участниками конкурса;
- поддержание духа соперничества в условиях, когда очное участие невозможно.
Но главное – такой формат мероприятий дает возможность раскрыть свои таланты не только перед высокопрофессиональным жюри, но и показать, чего ты достиг миллионам зрителей в пространстве интернет.
С наступлением ограничений массовых мероприятий мы использовали любую возможность выступить на сцене. В этом нам помогли районные и городские семинары на базе нашей и других школ, на которых наш ансамбль проводил мастер-классы и выступал в качестве гостя.
За последние три года наш коллектив стал неоднократным призером и лауреатом конкурсов районного и городского уровня. У нас впереди ещё много планов, в частности, через неделю мы участвуем в городском конкурсе «Танцующий Петербург», который пройдёт в Концертном зале «Карнавал».