Лашкова Л. А., инструктор по физкультуре ДО ГБОУ школа № 407
С развитием техники и быстрым ростом автомобильного парка в нашей стране возрастает и число дорожно-транспортных происшествий, пострадавшими в которых, к сожалению, оказываются и дети. Научить их дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте – одна из задач дошкольных учреждений.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
В дошкольном отделении школы № 407 Пушкинского района была проведена сюжетно-ролевая игра «Осторожно, дорога!», игру мы проводили на улице.
Цель этой игры – научить детей переходить улицу в определенных местах и на определенный сигнал светофора.
Мы подготовили соответствующее оборудование и материалы: это и конверт с картинками, изображающими различные знаки, и макеты светофоров, и макет улицы на асфальте, дорожные знаки на стойках, и костюмы полицейского, пожарного, светофора, врача! Конечно, нам были нужны велосипеды, самокаты, беговелы и … магнитофон.
Эта игра позволяет детям проигрывать:
- правила движения и поведения пешехода на дороге во время движения спецтраспорта (машины скорой медицинской помощи, пожарной машины, полицейской машины);
- правила движения пешехода на пешеходном переходе без светофора;
- правила движения пешехода на пешеходном переходе со светофором;
- правила движения автомобилей по дороге с пешеходными переходами со светофором и без светофора.
На площадке была изображена дорога с односторонним движением по кругу. В двух местах дороги обозначаются «пешеходные переходы» «зебрами» и дорожными знаками. На одном из пешеходных переходов ставится ребенок в костюме светофора и макетами плоскостных светофоров. В разных местах дороги устанавливаются знаки дополнительной информации, возле них стоят дети в костюмах пожарного с колокольчиком, доктора с бубенчиками, полицейского со свистком.
Группа детей делится на две подгруппы – «пешеходы» и «транспорт».
Дети-«пешеходы» останавливаются вне изображенной дороги у одного из пешеходных переходов, а дети-«транспорт» садятся на велосипеды, самокаты, беговелы.
Руководит игрой Зебра на роликовых коньках, вначале она спрашивает детей, что такое пешеходный переход, для чего он нужен, показывает ребятам соответствующие дорожные знаки. Затем Зебра предлагает детям поиграть «по-настоящему» в дорожное движение и приводит их к площадке с изображением дороги с дорожными знаками.
Ребята распределяют роли полицейского, представителей бригады скорой помощи, пожарного, светофора, а остальные становятся пешеходами и транспортными средствами.
По команде воспитателя начинается движение детей соответственно ролям. Дети-«транспорт» вместе с Зеброй катятся на велосипедах, беговелах, самокатах по нарисованной дороге, наблюдая за знаками и ситуацией на дороге. На первом пешеходном переходе (без светофора) транспорт останавливается и пропускает пешеходов. Пешеходы проходят ко второму пешеходному переходу (со светофором) и смотрят на сигнал светофора. Пешеходы и транспорт двигаются соответственно сигналу светофора.
Но в любой момент может начать движение «спецтранспорт», громко подавая звуковой сигнал колокольчиком, бубенчиками, свистком! Все участники движения должны остановиться, чтобы пропустить спецтранспорт. При нарушении ПДД участником движения полицейский или скорая помощь выводит нарушителя или пострадавшего за пределы дороги.
Игра получилась захватывающая, в ходе игры нарушителей и пострадавших становилось всё меньше – никто не хотел нарушать правила дорожного движения.
Такая игра, безусловно, способствует формированию у детей знаний и умений правильного поведения на дорогах города.