Макеты как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Арбузова Ю. В., воспитатель ГБДОУ № 25

Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования. Макетирование способствует познавательному развитию детей. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Цель макетирования – создание условий для развития познавательной активности дошкольников и эффективного проведения образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения культуры дошкольника.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес у детей, который влечёт за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги);
  • расширять кругозор и знания детей;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать умение договариваться о совместных действиях, сотрудничать в группе;
  • воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы;
  • развивать монологическую и связную речь;
  • активизировать взаимодействие с семьёй по проблеме познавательного развития детей.
  1. Область: социально-коммуникативное развитие
    Макетная деятельность упрощает усвоение норм и ценностей, принятых в обществ. Например, работа с макетами транспорта способствует формированию правильного безопасного поведения ребёнка в транспорте и на дороге, учит быть вежливым, уступать место пожилым людям.
    Такая деятельность позволяет развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывает эмоциональную отзывчивость: сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, а также развивает умение договариваться, разрешать конфликты во время игры. Например, макет дома с мебелью или  макет детской площадки позволяют ребёнку развить все ранее перечисленные качества, играя в семью.
  1. Образовательная область: познавательное развитие
    Макеты позволяют ребёнку познакомиться с предметным окружением, с предметным миром (название, функция, область применения, свойства, качество предмета). В отличие от наглядной картинки макет позволяет ребёнку манипулировать с предметом, обыгрывать его в игровой деятельности, рассматривать его с разных сторон (например,  макет  улиц Санкт-Петербурга, Пушкина,  макет мельницы, макет космической станции). Также макет знакомит ребёнка с социальным миром, расширяет кругозор детей, позволяет сформировать целостность картины мира, формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве, представления о социокультурных   ценностях нашего народа.
    С помощью макетов зверей, птиц, морских обитателей мы расширяем и уточняем представления детей о природе, учим наблюдать, развивать любознательность.
  1. Образовательная область: речевое развитие
    Дети совместно с родителями делали макеты животных, птиц, морских обитателей и готовили короткий описательный рассказ о них (кто это, где живёт, чем питается, особенности внешнего вида животного). На занятиях по развитию речи дети рассказывали о том животном, макет которого изготовили. Данное задание способствует развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и особенно    монологической.
  1. Область: художественно-эстетическое развитие
    При изготовлении макетов дети закрепляют навыки сложения бумаги и работы с ножницами, клеем, кисточками, пластилином.

Вывод.

В результате использования макетов в работе с детьми было отмечено развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.