Кобзарь Н.Ю., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43
…научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным…
В.А. Сухомлинский
С введением Государственного образовательного стандарта дошкольное образование становится первой ступенью общего образования человека и направлено на обеспечение качественного дошкольного образования для каждого ребёнка (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.5).
Одной из задач Государственного стандарта является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Преемственность – это согласованность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения детей (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.6).
Сотрудники института возрастной физиологии РАО много лет изучали показатели готовности детей к школе, их успешной адаптации и возможных трудностей в обучении. Важнейшими составляющими общей готовности ребёнка к школе, по мнению ученых, являются:
- уровень речевого развития: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи;
- способность владеть навыками синтеза, анализа, обобщения;
- хорошо развитое произвольное внимание, память и самоконтроль, а также моторика.
В последние годы значительно увеличилось количество школьников, не справляющихся с программой начальной школы. К числу таких учеников можно отнести детей с тяжелыми нарушениями речи.
Специалисты отмечают, что эти дети имеют неполноценную речевую деятельность, проявляющуюся во всех компонентах, которые откладывают отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, у них снижена вербальная память, хотя относительно сохранна смысловая и логическая память. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности при его распределении, низкая активность понимания с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с тяжёлыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. [1, с. 615].
Проблема преемственности в предшкольном образовании детей с тяжёлыми нарушениями речи и подготовки их к обучению грамоте является актуальной, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития детей и коррекции речевых нарушений.
Нами разработана система работы в рамках данной проблемы, где большая роль отводится учителю-логопеду, который определяет цель и задачи, приоритетные направления и формы коррекционно-развивающей деятельности. С учётом индивидуальных особенностей дошкольников создаются условия и развивающая среда, позволяющая успешно взаимодействовать учителю-логопеду с ребёнком-логопатом.
Цель системы – коррекция речевых нарушений и обеспечение детям с тяжёлыми нарушениями речи равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели мы работаем в режиме «обходного пути», координируя функциональные расстройства путем использования современных технологий общения, ориентированных на раскрытие сохранных возможностей и способностей ребенка через побуждение его к деятельности, связанной с его потребностями (мотивы).
Основными линиями нашей системы являются:
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов и овладение элементами грамоты;
- расширение активного, пассивного словаря, грамматического строя и связной речи;
- развитие умений слушания и говорения;
- формирование чувства языка, профилактика нарушений письма и чтения;
- формирование мотивации к обучению.
Важное направление в данной системе – это работа по подготовке к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи, которая определена двумя периодами, каждый из которых решает определённые задачи:
Подготовительный период (1 год обучения – старшая группа)
Задачи:
- Стимулировать развитие ВПФ на основе работы участников коррекционно-педагогического процесса.
- Развить слуховое восприятие, внимание и память как основу для подготовки к обучению грамоте.
- Ознакомить с органами артикуляции, способами произнесения звуков и их условными обозначениями. Поставить и закрепить правильное произношение звуков.
- Учить слышать отдельные звуки в составе слова, определять их положение в слове и дифференцировать звуки по их характеристикам, употреблять в речи термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
- Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
- Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно-развивающего образования и обеспечить активное сотрудничество с ними в рамках предшкольного образования детей.
Букварный период (2 год обучения – подготовительная группа)
Задачи:
- Стимулировать развитие ВПФ на основе работы участников коррекционно-педагогического процесса.
- Учить выявлять различия в звуковом составе слов; слоговому анализу и синтезу с использованием схем; составлять слова из звуков и слогов.
- Учить употреблять термины: «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».
- Ознакомить с буквами, упражнять в дифференцировке понятий «звук» и «буква», формировать навык читать отдельные слова.
- Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
- Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно-развивающего образования и обеспечить активное сотрудничество с ними в рамках предшкольного образования детей.
Такая система работы позволила нам выйти на конечный результат, который может быть представлен в виде модели выпускника логопедической группы:
- Максимально скорректированы речевые нарушения и раскрыт индивидуальный потенциал ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.
- Ребенок умеет оперировать единицами языка: звук, слог, слово, предложение; внимателен к собственной речи и речи окружающих.
- Ребенок владеет речевой коммуникацией, умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, у него сформирована линия произвольного поведения.
- У ребенка сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.
Таким образом, система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, может рассматриваться как связующее звено в преемственности между школой и детским садом, потому что созданные нами условия и развивающая среда позволяют каждому ребенку, посещающему логопедическую группу, развиваться в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями.
Положительным результатом работы по данной системе мы считаем успешное обучение в начальной школе наших выпускников.
Литература
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982. – 206 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 .