Веремей А.Д., руководитель МО учителей основной школы ГБОУ школа-интернат № 8
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры,
наставления и применения на деле…
Я. А. Коменский
Работа методического объединения учителей основной школы-интерната № 8 направлена на обмен педагогическим опытом по определенной педагогической теме, организацию, проведение и анализ методических мероприятий в течение учебного года, индивидуальную самообразовательную работу по личной методической теме, осуществление преемственности между начальной и основной школой в условиях обучения детей в рамках школьной методической темы «РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ФГОС».
В 2021 – 2022 учебном году работа МО была организована по теме «Педагогические инновационные технологии на моем уроке».
Педагогические инновации – это принципиально новые способы, методы, технологии взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы и методы действий, человек развивается. Этот процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.
Одно из средств такого развития – применение инновационных технологий, основанных на использовании достижений науки и передового педагогического опыта.
Инновация – нововведение, которое повышает эффективность деятельности.
Главной целью инновационных педагогических технологий является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность педагогических инноваций – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ученика и их реализация. Применяя инновационные педагогические технологии, учитель делает учебный процесс более полным, научным, увлекательным. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
- разработка концепций и стратегий развития образования;
- обновление содержания образования;
- совершенствование и разработка новых педагогических технологий;
- обеспечение психологической и экологической безопасности учащихся, совершенствование здоровьесберегающих технологий; создание здоровьесберегающего пространства для детей и учителей;
- обеспечение успешности обучения и воспитания учащихся, системный мониторинг их развития;
- интеграция школьных предметов с целью формирования у учащихся целостного мировоззрения;
- формирование функциональной грамотности учащихся;
- создание новых современных школьных учебников;
- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения уровня их квалификации;
- совершенствование управления системой образования.
Примеры педагогических инновационных технологий, которые были предложены учителям основной школы для обмена передовым опытом и выступления на заседании МО учителей основной школы:
- технология исследовательского обучения – обучение основам исследовательской деятельности;
- проблемного обучения – обучение способам решения проблемных ситуаций;
- технология проведения коллективной творческой деятельности – создание условий для реализации творческой деятельности;
- информационные технологии – обучение учащихся работе с разными источниками учебной и научной информации;
- технологии дистанционного обучения – использование в процессе обучения сетевых технологий Интернета;
- технология проектной деятельности – самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат;
- технология личностно-ориентированного подхода – создание условий для проявления индивидуальной познавательной активности;
- блочно-модульная педагогическая технология ориентирована на различные виды посильной самостоятельной работы;
- игровые педагогические технологии направлены на развитие интереса к обучению и коммуникативных качеств;
- перспективно-опережающие технологии – процесс обучения, рассчитанный на перспективу, на усвоение сложных знаний;
- педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения направлены на оказание помощи детям, испытывающим по различным причинам значительные трудности в обучении;
- рейтинговые технологии используют для оценки уровня учебных возможностей учащихся, перспективности методов обучения, эффективности диагностических средств;
- педагогические технологии опорного конспекта и опорных символов позволяют обеспечить полноценное воспроизведение в сознании учащегося некоторого учебного материала на основе обобщения знаний с помощью знаков, схем, графиков, таблиц;
- здоровьесберегающие направлены на исключение негативного воздействия на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы;
- прочие общеучебные и специальные ПТ.
Учителя, выступая по теме, делились педагогическим опытом работы по использованию на своих уроках педагогических инновационных технологий, показывая их с помощью описания: примеров, демонстраций фрагментов своих уроков, презентаций. Ноябрь – месяц открытых уроков, на которых учителя основной школы на практике показали приемы, методы, формы использования инновационных педагогических технологий на своих уроках. В конце учебного года в составе мини-групп учителя проанализировали свою работу по методическим самообразовательным темам. Вот некоторые примеры. Ефременко Людмила Алексеевна – учитель русского языка и литературы. Методическая тема «Формирование коммуникативной культуры и культуры речи на уроках русского языка и литературы» была реализована в следующих мероприятиях:
- уроки по развитию речи;
- подготовка и проведение итогового собеседования по русскому языку в 9 классе;
- подготовка и проведение защиты проекта в 9 классе;
- тексты о коммуникативной культуре и культуре речи были интегрированы в уроки русского языка и литературы;
- методическая тема нашла отражение в курсе внеурочной деятельности по подготовке к Государственной аттестации в 9 классе «Готовимся к ОГЭ»;
- исследование учителем литературы и Интернет-ресурсов по данной теме, обогащение методической копилки материалов, самообразование.
Будная Светлана Владимировна – учитель математики. Методическая тема «Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения математики посредством решения сюжетных задач»:
- подбор и отработка с учащимися социально значимых реальных задач;
- отработка алгоритмов решения задач учащимися:
1) реальные задачи с социально значимым содержанием,
2) решение текстовых задач с оторванным от жизни содержанием,
3) решение логических задач,
4) решение текстовых задач с абстрактным содержанием; - конкурс с учащимися восьмых классов «Составь и реши задачу»;
- ознакомление коллег с материалами по методической теме.
Кузина Людмила Вениаминовна – учитель физики и информатики. Методическая тема «Развитие познавательной активности учащихся посредством решения задач на уроках физики». Используются задачи, связанные с жизненными ситуациями, вызывающие интерес к предмету, к изучению конкретной темы. Сбор материала ведется в электронном виде.
Веремей Альбина Дмитриевна – учитель географии и химии. Методическая тема «Формирование элементов научного мировоззрения». География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Ее основа – практическая работа – основной путь формирования предметных и метапредметных результатов, потому что пассивное наблюдение учеников, сопровождаемое разъяснениями учителя, рассмотрение готовых таблиц, бесцельный просмотр видеоматериалов могут в значительной степени увеличить трудности детей в процессе учения. Практическая работа формирует основные виды учебных действий: умение работать с географической картой, географическим текстом, географической терминологией и номенклатурой. Учащиеся учатся составлять географические характеристики, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, выявлять закономерности, делать выводы. Именно поэтому в календарно-тематическом планировании введена графа «Практика», которая предусматривает не только практические работы, уроки-практикумы, но и элементы практических заданий на каждом уроке, что способствует реализации личностно-деятельностного подхода и формированию элементов научного мировоззрения учащихся.
Школьный курс химии включает ознакомление учащихся с основами химической науки, законами, теориями, понятиями, что способствует формированию у школьников научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников.
Таким образом, в процессе преподавания и географии, и химии реализуются основные задачи ФГОС: формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Подобные самоанализы представили своим коллегам все учителя основной школы.
В октябре выпускники основной школы защитили свои индивидуальные проекты. В этом учебном году выпускники начали свою работу над проектами в конце восьмого класса, что оправдало себя, так как учащиеся определили своих руководителей, свои темы, информацию, спланировали работу над проектом на лето. Темы проектов разнообразны и интересны: как приручить радугу, экология глазами математики, бюджет выпускного вечера, история гитары, темперамент и его влияние на учебу, влияние шума на организм человека, общественные насекомые – пчелы, военная реформа Петра I, влияние татуировок на жизнь человека, опасно ли курение электронных сигарет, еда двадцать первого века, влияние энергетических напитков на организм человека, путешествия по Транссибирской магистрали, пространство Европейского Севера.
Многие выпускники показали заинтересованность и самостоятельность в работе над проектом, умения по отбору информации, ее оформлению, созданию презентаций, выступлению перед аудиторией, выделению главного для ответов на вопросы в процессе защиты; учащиеся воспользовались не только помощью своих руководителей – учителей-предметников, но и родителей, и родственников. Практику начала работы над проектом в конце восьмого класса мы продолжили и в этом году – все восьмиклассники выбрали тему, руководителя, начали работу по подбору информации по теме, получили от руководителя задание на летние каникулы.
С целью подготовки учащихся к проектной деятельности в девятом классе мы второй год проводим поэтапную коллективную предпроектную деятельность в 5 – 8 классах.
Наталья Владимировна Жалина организовала защиту проекта с учащимися 6 б класса. Второй год Наталья Владимировна работает с классом ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Таким детям легче выполнять задания, представленные в наглядном виде. Именно эту особенность использовала Наталья Владимировна – учительница русского языка и литературы и классный руководитель 6 б класса – класса детей с ТНР в организации предпроектной деятельности. По теме «Составление сборника схем по орфографии за курс 6 класса» каждый ученик выполнил творческое задание по переработке правила в схему, устно защитил перед классом свою схему в сопровождении презентации.
Оксана Олеговна Красноружева с учащимися 8 б класса организовала защиту проекта на тему «Проблему решаем сами», направленного на формирование здорового образа жизни, в форме агитбригады.
Второй год наша школа принимает участие в городской предметной олимпиаде «Эврика». В этом учебном году победителями и призерами стали ученики нашей школы:
Ученик |
Предмет |
Класс |
Место |
Учитель |
|
Баранов Артемий |
Математика |
5 |
2 |
Сидоренко Н.П. |
|
Орлов Елисей |
География |
6 |
3 |
Веремей А.Д. |
|
Харебина Светлана |
Биология |
8 |
3 |
Цуцук Т.В. |
|
Шебуняева Маргарита |
Английский яз. |
6 |
1 |
Савочкина Е.В. |
|
Синицына Ирина |
Английский яз. |
7 |
3 |
Савочкина Е.В. |
|
Соломаткин Роман |
Обществознание |
7 |
2 |
Кривошей Е.С. |
|
Федоров Ярослав |
Обществознание |
7 |
2 |
Кривошей Е.С. |
В следующем учебном году выбираем тему для работы МО учителей основной школы: «ФГОС в планировании. Формирование функциональной грамотности учащихся с ОВЗ».
На первом заседании учителя поделятся опытом применения примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития для создания рабочих программ и календарно-тематического планирования по своему предмету.
Представление лучших практик формирования читательской функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, иностранного языка, истории; математической функциональной грамотности на уроках математики, информатики и физики; естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии, биологии и географии пройдет в творческой форме на заседаниях МО и будет показано на практике на открытых уроках в период традиционного «Мастер-класса».
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций