Совершенствование навыков письменной речи при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Королева Е. В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 297

Целью моего небольшого исследования явилась апробация составленных упражнений для подготовки к письменной части основного государственного экзамена по русскому языку в 2021-2022 учебном году. Объект исследования – обучение письменной речи в старших классах. Предмет – совершенствование навыков письменной речи ученика 9 класса N. Новизна работы состоит в том, что предложен индивидуальный образовательный маршрут под конкретную языковую личность, cоставлены упрaжнeния для отработки пробeлов по пунктуации и орфографии, применены приложения для проверки орфограмм, такие, например, как Study Russian  в мессенджере «Телеграм», предложены методики визуализации сочинений. 

В современном мире отношение к языку как средству повседневного общения и получения специальности претерпевает кардинальные изменения. Бурные преобразования общества начала века, среди которых немалое место занимает информатизация, затронули все сферы нашей жизни, включая и систему образования. Общество ставит перед образованием задачу обеспечить каждому человеку подготовку к активной, самостоятельной деятельности в новых информационных условиях, к жизни в условиях стремительной информатизации, быстрой адаптации к изменяющейся социокультурной ситуации.

Проблема развития языковой личности школьника в процессе обучения в средней школе – задача сложная и многогранная, требующая теоретического осмысления, поиска новых методов и подходов, выдвижения конструктивных идей и их экспериментальной проверки. Формирование языковой личности школьника остается малоизученной проблемой.

Показательным в этом плане становится Государственная итоговая аттестация за курс основной школы. Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения – связно и грамотно излагать мысли в письменной форме. В то же время реальная практика показывает, что у выпускников часто не сформированы важные умения речемыслительной деятельности, связанные с пониманием и порождением текстов: умения связно излагать мысли, понимать и перерабатывать текст, создавать устные и письменные высказывания, совершенствовать написанное, вести дискуссию и т. д.

У большинства обучающихся отсутствует коммуникативная мотивация, позволяющая воспринимать язык как средство общения. Возникает противоречие между требованием современной системы образования, ориентированной на становление личностных характеристик выпускника, умеющего создавать и продуцировать тексты, «вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать» [2] и недостаточным уровнем сформированности у обучающихся умений работать с текстом в действительности. Вместе с тем в условиях «гуманитaризации современного обрaзования и выдвижения личности в центр исследовательского внимaния» возрастает роль филологического образования, то есть «каждый человек, заинтересованный в успешном общении и культурном росте, должен быть филологом» [3, с. 6].

Обязательную аттестацию для заканчивающих девятый класс ввели в 2014 году. Однако структура проверки знаний в части письменных работ, по существу, не меняется. При хорошей изученности этого вопроса ошибки остаются в сочинениях школьников. Мы, педагоги-практики говорим о том, что нынешние обучающиеся имеют бедный словарный запас, используют жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой литературы. Низким качеством отличаются творческие работы, которые в своем большинстве являются плагиатом. Одна из причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя, не всегда ярко и убедительно демонстрируют богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки.

Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Как результат, мы имеем плохие сочинения и низкий уровень письменной речи. Написание творческих работ, в частности сочинений ОГЭ, сводится к подведению мыслей под образец, употребление клишированных фраз и шаблонных выводов. Письменную речь нужно развивать, ведь современному обществу требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать.

Под сочинением в данной работе, вслед за Э.Г. Азимовым, А.Н. Щукиным, понимаем «…вид творческого задания, письменную самостоятельную работу учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Сочинение рассматривается как упражнение для развития связной речи, умений построения текста и применяется на завершающем этапе обучения письму» [1, с. 289].

Входное тестирование было проведено в декабре. Для написания сочинения ученику был предложен текст Валентины Осеевой.

«9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»

Но сочинение было написано без опоры на текст, что говорит не только о низкой читательской грамотности школьника, но и об отсутствии метаязыковой компетенции – способности понимать задание. Часто дети не читают полностью задание, в котором акцентировано внимание на тексте.

Результаты следующие:

  • нарушена структура сочинения,
  • не соблюдены жанровые особенности сочинения,
  • присутствуют пунктуационные и речевые ошибки,
  • есть грамматические ошибки.

По результатам входной диагностики основными ошибками в сочинениях являются следующие:

  • знаки препинания при сложносочиненных и сложноподчиненных союзах,
  • постановка -н- и -нн- в причастиях и прилагательных,
  • тире между подлежащим и сказуемым,
  • обособление причастного и деепричастного оборотов,
  • -ться и -тся в глаголах.

Школьнику были предложены упражнения в cоответствии с допущенными ошибками. Также приложения и методики для устранения пробелов в знаниях. Работа велась на протяжении 6 месяцев. На завершающем этапе было написано итоговое сочинение, проверка проводилась по критериям ОГЭ.

Таким образом, систематическое использование определенных на основании входной диагностики приемов позволяет развивать письменную речь при индивидуальном обучении. Информационно-коммуникационные технологии позволяют достичь обозначенного образовательным маршрутом результата – сочинение с использованием различных языковых средств. Так, современные реалии можно использовать для повышения мотивации к обучению у выпускника основной школы, вводя тестовую практику для подготовки к государственной итоговой аттестации, а также сохраняя традиционные формы совершенствования речевого творчества девятиклaccников.

Список литературы:

  1. Русский язык и литература. 8-9 классы: рабочие программы: учеб.-метод. Пособие / сост. Е. И. Харитонова. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. 167 с. 2.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с., с. 289.
  3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта, Наука, 2009. 520 с
  4. Федеральный государственный  образовательный  стандарт  среднего  общего образования  (8-9  кл.)  //  Министерство  образования  и  науки  Российской Федерации.