Рузанова Я.Н.: Самоанализ педагогической деятельности

Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8

Я работаю учителем начальных классов  во 2 «б» классе и одновременно выполняю функции классного руководителя.

К педагогической деятельности отношусь добросовестно и творчески, принимаю участие в профессиональных конкурсах. За весь период работы накопила небольшой опыт обучения и воспитания учащихся. В этом учебном году передо мной стояла задача продолжить формирование сплоченного детского коллектива и повышать учебную мотивацию.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка, его социализация  и коммуникация в современном обществе, обучение и воспитание. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, высокий уровень учебной мотивации. Класс сложный, поэтому повышение мотивации и создание благоприятной атмосферы на уроке – одна из важнейших задач, стоящих передо мной; ведь именно от этого зависит повышение качества обучения  школьников. Сейчас не все дети проявляют интерес к учебным предметам. В ходе анкетирования мною были выделены группы ребят, которые интересуются теми или иными уроками. Это позволило мне скорректировать индивидуальный подход к ним, построить свою работу.

Мои уроки позволяют детям совершать открытия, погружаться в мир знаний, творить и исследовать. Практические и творческие задания расширяют кругозор учащихся, обогащают их опыт, учат быть самостоятельными, оценивать ситуацию и совершать выбор.

Основной организационной формой в развивающем обучении остается урок, но много времени уделяю детям и во внеурочное время. Вместе с ними учимся выполнять  творческие задания, репетируем концертные номера, посещаем экскурсии, совершаем прогулки по улицам города. В этом году дети были увлечены изучением окружающего мира, историей родины, мира профессий.

Я стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Задания и материалы подбираю таким образом, чтобы они были доступно изложены, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

В этом году дети всего класса были участниками проекта «Герои отечества рядом с нами», «Огонёк добра». На протяжении всего года велась работа по ознакомлению с историческими событиями: события Великой отечественной войны, Открытия человека. Дети с гордостью делились информацией, участвовали в мероприятиях и акциях, делали поделки, проектные работы и рисовали рисунки. Многие из работ были представлены на выставках, конкурсах и фестивалях. Дети приняли участие в конкурсе рисунков «Весенний букет», «Разноцветный мир космоса»,  в предметном  конкурсе «Умники и умницы» (Дворниченко Иван 1 место, Мергинева Александра, Паршаков Ренат 2 место), в конкурсах  «Пушкин глазами детей», «Рисуем победу», «Мы – дети космоса», «Звезда Арктики-Умка», «Разноцветный мир Агнии Барто», «Служу Отечеству» (Сысоев Илья лауреат 2 степени), акции «Письмо солдату», «Помощь солдату», «Открытка ветерану» «Крышечки доброты», «окна Победы».

В этом году класс продолжил работу в проекте «Огонёк добра». Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, замечать её красоту, охранять её. Дети собирали макулатуру, крышечки, корм для животных, во время пандемии готовили письма в красную зону со словами благодарности врачам,

Особое внимание я уделяю воспитанию семейных отношений. В классе проведены классные часы посвященные взаимоуважению детей и взрослых. На родительских собраниях состоялись беседы о ценности детско-родительских взаимоотношений, стилях воспитания.

Вся моя деятельность направлена на совместную детскую работу. На уроках мы работали в парах и группах, выполняли коллективные работы, во внеурочное время проводили клубные часы, посещали детскую городскую библиотеку, совместно с родителями были организованы экскурсии по Павловску.

Передвигаться нам приходилось пешком и  на разных видах транспорта, поэтому с детьми постоянно проводились инструктажи по правилам дорожного движения и поведения в общественных местах.

Участие в  предметных и творческих конкурсах позволило развивать творческие способности детей. За период 2021-2022 учебный год  я приняла участие в методических семинарах в рамках фестиваля «Царскосельский вернисаж». Посещала онлайн-конференции, вебинары. Занималась своим самообразованием. За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, за участие в организации олимпиад и конкурсов получила благодарности от организаторов.

Я считаю, что учитель без новаций – это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя.

Считаю, что с поставленной целью и задачей на данный учебный год я справилась, несмотря на то что класс сложный, многие дети требуют постоянного внимания и индивидуального подхода. Родители проинформированы о трудностях, которые испытывают обучающиеся, им даны рекомендации, проведены консультации.

Как учитель, воспитатель и классный руководитель я смогла достичь в этом учебном году положительной динамики в коррекции развития воспитанников, создав комфортные условия учебно-воспитательного процесса. Повысился уровень их  эмоционально-волевой сферы, наблюдается динамика в усвоении основных учебных навыков, в развитии речи. Планирую продолжить работу по сплочению и социализации детского коллектива, повышению учебной мотивации и достижению планируемых результатов их деятельности.