Калиновская Е.А., руководитель ДОО «Стрижи-257» ГБОУ школа № 257
Обучающиеся ГБОУ средняя школа № 257 продолжают совершать открытия в области культурного наследия народов России.
В этом месяце мы рассуждали на темы: «Почему, говоря о наследии, первой ассоциацией становится понятие – ТРАДИЦИЯ?», «Что такое традиции?», «К какой сфере жизни традиции имеют отношение?»
Ребята сами попробовали описать значение этого понятия, а потом обратились к толковому словарю С.И. Ожегова для сравнения. Выяснили, что Традиция – это
- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);
- обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Традиции есть в каждой семье, в городе, в стране и так далее. Ребята пришли к выводу, что традиции – это не только то, что когда-то устарело, а сейчас мы сохраняем. Оказывается, это даже то, что мы создаем сегодня и передаем дальше! Так, например, в каждой школе, классе есть свои традиции. Традиций – огромное количество! В приготовлении блюд, выборе продуктов, одежде, украшениях, поведении, искусстве, воспитании и так далее.
На что обратим внимание в этом месяце? Так как учебный год только начался, конечно, на национальные игры! Традиционные игры различных народностей России. Многие ребята нашей школы сами являются представителями различных народностей. Поэтому мы рассмотрели казахские, карельские, татарские и славянские игры.
Традиционная основа любой игры – не только забава, а возможность продемонстрировать свою смелость, ловкость, смекалку, пообщаться, поухаживать или принять ухаживания.
Посредством игр детей знакомили с основами религиозных обрядов, быта (охота, рыбалка). Многие игры сохранились до сих пор.
Активисты ДОО «Стрижи-257» удивлялись, узнав, что такие игры, как салки, жмурки, прятки, колечко-колечко пришли из глубины веков. С радостью ребята рассказывали об этом младшим школьникам. А потом с удовольствием играли все вместе.
Естественно, что есть игры, которые уже не актуальны, сложны для воплощения или просто устарели.
Мы решили попробовать некоторые такие игры трансформировать под современные реалии.
Так, например, в национальной карельской игре «Ловкий лось» ребята сами выступили в роли лося, а лассо из лент вместо тугих канатов прекрасно справилось с задачей – поймать лося за рога.
В татарской игре «Спутанные кони» мы расплетали поводья из карандашей и ниток.
Вот так мы пришли к выводу, что не все традиции являются скучным прошлым. А узнавать и открывать можно не только новое!
Ключевыми словами в нашем школьном исследовании национальных ценностей стали:
УЗНАВАЙ – ДЕЛИСЬ – СОХРАНЯЙ – ПРОДОЛЖАЙ!