Педченко Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый родитель наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. Поэтому именно в этом возрасте особенно важно приобщить ребенка к чтению.
К сожалению, в наш век информационных технологий отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Сейчас дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не хотят читать, у них снижается успеваемость, т.к. еще в дошкольном возрасте они не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.
Способность тщательно обдумывать информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. На странице можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает придуманный другими образ.
Таким образом, необходимо с дошкольного возраста научить ребенка любить книгу, воспитывать внимательность, навык принятия и переработки нужной информации.
Всем известно, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Ранний возраст – это благоприятное время, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и к чтению.
Привить любовь к чтению сразу невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и терпения.
Самое лучшее, что для этого придумало человечество, – семейное чтение – универсальное средство духовного общения с детьми. Если в семье любят книги и читают их, то можно надеяться, что и в ребенке проснется интерес к литературе.
Традиция семейного чтения очень важна в системе семейного воспитания. И она не уйдет в прошлое, даже несмотря на наличие в семье телевизора, компьютера и других источников информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и является самым главным и самым действенным.
Важно помочь родителям прививать своим детям любовь к книгам и чтению.
В нашей группе мы решили делиться друг с другом книгами. «Поделись книгой» – так назвали мы этот проект. Суть его в том, чтобы желающие в нём участвовать, приносили свои книги в детский сад и ставили их в «мини библиотеку» (контейнер). Ребенок вместе с родителями выбирает, какую книгу он хотел бы прочитать дома, родители записывают в определенную тетрадку название книги, дату, когда они взяли книгу домой, фамилию, имя ребенка, и забирают книгу.
Таким образом, происходит обмен книгами.
Прочитав дома с родителями книгу, ребенок делает рисунок-иллюстрацию и приносит в группу.
Раз в месяц происходит выставка этих работ, а маленький читатель может рассказать всем деткам о прочитанной книге.
Заканчивается проект награждением всех участников.
В нашем проекте «Поделись книгой» участвовало примерно 50% воспитанников группы. Те дети, которые не участвовали в обмене книг по разным причинам, с интересом слушали рассказы юных читателей и с удовольствием рассказывали о своих любимых книгах.
Думаю, такой вид семейного чтения может быть организован для любой возрастной категории детей. И конечно, подобный досуг будет полезен как детям, так и их родителям. Ведь общение сближает. Дети узнают об интересах своих сверстников, общаются с родителями, фантазируют, мечтают, развивают свою речь, начинают интересоваться книгами и, надеемся, вырастут увлеченными читателями.
Этого так не хватает в современном мире!
Воспитатель в данном проекте является мотиватором, проводником в необыкновенный мир книг!
А главная ценность семейного чтения – общение в семье!