Инклюзивная практика работы посредством здоровьесберегающих технологий для успешной социализации детей с синдромом Вильямса и аутизмом

Коханова М. А., педагог-психолог, ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Ессен Е. В., воспитатель, ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Иванкина С. М., старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида

Наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, сегодня в Россиим– это инклюзивное образование.

Обучаясь совместно, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько    то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Так, по Приказу Министерства образования и науки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательное учреждение обязано создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы те могли получить необходимое образование.

Инклюзивное, или включающее, образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования, воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками в массовой общеобразовательной школе и в детском саду обязательно с учетом их особых образовательных потребностей.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

В наш детский сад очень часто приходят ребята с разными нарушениями здоровья – это и умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна и редкий синдром Вильямса, но мы стараемся им  помочь и научить каждого быть общительным и доброжелательным.

Воспитателю, которому нужно наладить контакт с такими непростыми воспитанниками, потребуется:

  • стремление к методическому и ежедневному обучению;
  • большая доброжелательность;
  • огромное терпение;
  • предельная внимательность;
  • позитивный настрой;
  • обязательное поощрение дошкольника за каждую попытку выполнить задание;
  • понимание состояния малыша;
  • требовательность.

Когда такие дошкольники приходят в обычный детский сад, им нужно помочь освоиться в новой для них атмосфере.  Воспитателем каждое действие комментируется, каждый новый объект объясняется спокойно и неоднократно.

Общение со здоровыми сверстниками – это хорошая возможность  вытянуть малышей  из мира одиночества.

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать игровую и учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Детям с ОВЗ сложно самостоятельно организовать для себя забаву, в которой были бы цель и сюжет, им непросто взаимодействовать со своими сверстниками, так как они играют скорее параллельно друг другу, редко пересекаясь в процессе, а создать в своем воображении интересную игровую ситуацию для многих из них и вовсе не представляется возможным.

Синдром Вильямса — редкая генетическая патология — один случай на 20 тысяч новорожденных. Мальчики и девочки болеют одинаково часто, независимо от условий рождения и национальности. Это генетическая, но не наследственная патология. Очень часто это связывают с нарушением питания у родителей или потреблением ими генетически-модифицированных продуктов.

Люди, обладающие этим синдромом, имеют специфическую внешность – синдром «Лица эльфа», у них хриплый голос, такие дети характеризуются общей задержкой умственного развития, некоторые области интеллекта могут быть сохранены, имеют большие дефекты сердечно-сосудистой системы. Для них характерны следующие черты лица: широкий лоб, разлёт бровей по средней линии, опущенные вниз полные щёки, большой рот с полными губами (особенно нижней), плоское переносье,  своеобразная форма носа с плоским тупым концом, маленький, несколько заострённый подбородок. Глаза зачастую ярко-голубые, со звёздчатой картиной радужки и склерами  синеватого цвета. Разрез глаз  своеобразный, с припухлостями вокруг век, сходящееся косоглазие; для таких  детей характерны длинные, редкие зубы.

Хочется отметить, что зачастую подобная внешность отталкивает, и многие здоровые дети считают такого ребенка некрасивым.

Однако в нашей группе внешность девочки перестала иметь какое-либо значение, так как ребят она привлекает своими внутренними качествами: добротой, дружелюбием, развитым чувством справедливости, позитивным отношением к окружающим и лаской. Дети тянуться к ней, несмотря ни на какие внешние качества. А это очень часто полезно в жизни – понимать, что скрывается за внешностью  человека,  видеть, какой человек внутри.

При значительном снижении интеллекта девочка имеет относительно большой словарный запас, очень словоохотлива, склонна к подражанию, речь у неё довольно хорошая, тем не менее она представляет всего лишь набор штампов, ребенок не может ответить на простой вопрос, заданный непосредственно в определенный момент времени, но может ответить штампом, так как мозг может определить, как примерно ответить на этот вопрос. Иногда ответ следует с опозданием на 15-30 минут. Мы работали с ней по следующему плану:

Примерный учебно-тематический план занятий по ФЭМП с ребенком с синдромом Вильямса

  1. Цвет предметов.
  2. Форма предметов.
  3. Сравнение количества предметов методом соотнесения (наложения, приложения). Уравнивание количества предметов.
  4. Понятия высокий – низкий.
  5. Понятия длинный – короткий.
  6. Понятия широкий – узкий.
  7. Понятия толстый – тонкий. Число и цифра 1.
  8. Число и цифра 2.
  9. Число и цифра 3.
  10. Число и цифра 4.
  11. Соотнесение числа с количеством предметов и с цифрой. Уравнивание количества предметов.

Положительный результат комплексной работы специалистов детского сада с ребёнком с синдромом Вильямса

Проведя только 7 месяцев в детском саду в группе общеобразовательной направленности, но по своей индивидуальной, специально разработанной и облегченной, программе, девочка достигла очень хороших результатов:

  1. социализировалась и подружилась со всеми детьми группы. Каждый тянется к ней и хочет ей помочь;
  2. улучшились в значительной степени культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  3. улучшилась память, увеличился в разы словарный запас;
  4. у ребенка снялась тревожность, она стала более весёлой и открытой.

Просто малыш чувствует себя защищенным  в безопасном месте.

Ребенок на таких занятиях, как правило, сидит напротив и повторяет наши движения (мы уже заранее установили с ним доверительные отношения и можем спокойно заниматься), инструкции очень простые, задания четкие. Иногда требуется выдержать паузу, ребенку нужно время, чтобы сформулировать свой ответ (девочка ничего не забывает, но у нее есть особенность –  она может долго все обдумывать).

Аутизм

Аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой ребёнок не расстается, однако, играть он с ней будет не так, как сверстник. Движения больного аутизмом монотонные, ограниченные. Стереотипность – одна из главных и отличительных черт людей с аутизмом.

Также отличительными чертами аутистов следует считать отсутствие сосредоточенности и чувства самосохранения, невозможность апеллировать абстрактными и символическими образами.

Важно понимать, что сразу полноценных плодотворных занятий не будет, большее время заполнят паузы отдыха, однако для аутиста и они имеют огромное значение. Ведь в это время он все равно уже не так одинок.

На занятиях следует использовать сенсорные игры, где в основу положено раздельное внимание.

Предметные игры строятся так, чтобы научить понимать пространство вокруг себя. Постепенно в играх появится сюжет, совсем простой, понятный малышу.

Главная цель – убрать из игры стереотипное поведение

Большое значение имеет наука социально-приемлемого поведения, это когда обязательно в конце дня воспитатель проговаривает с родителями воспитанника и самим ребенком все события, которыми был насыщен день. 

При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:

Организация пространства

Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью.

Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:

  • ориентировочные (использование маленьких фотографий ребенка или карточек привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).
  • коммуникативные (используются таблички с печатным текстом или картинками, которые размещаются в соответствующих местах. Примеры коммуникативных табличек:
    – табличка «ПОМОГИ» — в рабочей зоне ребенка;
    – табличка «ДАЙ ПИТЬ» — на бутылке с водой т.д.)
  • социально-поведенческие (используются иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду).

Организация времени

Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий.

В нашем дошкольном учреждении ребёнок аутист присутствует на всех групповых (группа компенсирующей направленности) занятиях, даже если он в них не участвует. Посещает индивидуальные занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. 

 Организация социального окружения

Возможность социального взаимодействия между ребенком с РАС и другими детьми обеспечивается за счет единого, объединяющего детей пространства. Единое игровое пространство может ограничиваться размером ковра, мата, игрового стола, игровой комнаты, веранды, детской площадки .

Положительный результат комплексной работы специалистов  детского сада с ребёнком РАС

Логопедическая группа (средне-старший возраст)  период работы: сентябрь 2021 года – февраль 2022 года.

Ребёнок –  мальчик 2017 г. р. –  общение с миром проходит тяжело, нужна постоянная психологическая помощь со стороны родных и специалистов, но целенаправленная коррекционная работа и инклюзивное образование приносят хорошие результаты для социальной адаптации и обучения.

Главное, что нужно делать в работе с такими детьми, – не торопиться. Пусть малыши постепенно усваивают навыки. Со временем задачи можно усложнить, но в любом случае необходимо двигаться к цели небольшими шагами.

И конечно, нужно не забывать хвалить. Показывать радостные эмоции, поощрять.

Однако в обычном детском саду все равно понадобится помощь психолога, дефектолога, логопеда и тьютера.