Школа-интернат №8: Планирование и преподавание курса географии в пятом классе в 2022-2023 учебном году

Веремей А. Д., учитель географии ГБОУ школы-интерната № 8

Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем…
                   Конфуций

Категория обучающихся с ЗПР – задержкой психического развития – наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, характеризующаяся крайней неоднородностью состава.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.

Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные затруднения в учебной деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности и продуктивности.

Именно поэтому в 2022- 2023 учебном году планирование и преподавание курса географии в пятом классе будет осуществляться на основе адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и  социальную адаптацию.

Учебный   предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение. Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся.

Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую  последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет  возможности предмета для реализации требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

При составлении календарно-тематического планирования изучаемый материал был разделен на разделы и темы, определено количество часов:

  • раздел 1 – географическое изучение Земли – 6 часов
    темы:                                                                                                                         
    – география – наука о планете Земля;                                                                         
    – географические методы изучения объектов и явлений;                                           
    – организация фенологических наблюдений;                                                                   
    – история географических открытий.
  • раздел 2 – изображение земной поверхности – 10 часов   
    темы:                                                                                                                                         
    – планы местности;                                                                                                                   
    – географические карты.
  • раздел 3 – Земля – планета Солнечной системы – 7 часов
  • раздел 4 – литосфера – каменная оболочка Земли – 10 часов   
    темы:                                                                                                                                         
    – внутреннее строение Земли;                                                                                             
    – проявление внутренних и внешних процессов;                                                                   
    – рельеф Земли;                                                                                                                       
    – рельеф дна Мирового океана.
  • анализ результатов фенологических наблюдений.

Разработчики программы не предусмотрели создание учебников для реализации данной программы (во всяком случае к новому учебному году, ведь календарно-тематический план мы составляем в июне), поэтому основным источником информации для выполнения домашних заданий учащимися будут являться разрозненные параграфы и страницы учебника «География» линии «Полярная звезда» и записи в тетрадях, сделанные детьми на уроках.

Календарно-тематический план по географии состоит из разделов:

  • тема урока;
  • практика;
  • планируемые результаты;
  • коррекционная работа;
  • домашнее задание.

В новом учебном году возникла необходимость внести в календарно-тематический план задания по формированию функциональной грамотности у пятиклассников.  Естественно-научная функциональная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанными с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует развития следующих компетенций:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественно-научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Задания по формированию функциональной грамотности у пятиклассников в пятом классе в календарно-тематический план по географии можно внести  в любой раздел в  зависимости от сложности, доступности, наличия научной информации.

 Работа с текстом

Приемы и примеры заданий:

  • Комментированное чтение (по выбору учителя).
  • Составление таблицы:                                                                             
    – строим таблицу фенологических наблюдений, разрабатываем систему условных знаков;
    –  с помощью текста учебника создаем таблицу «Великие географические открытия». 
  • Составление схемы:
    – строим схему сторон горизонта, используем ее для ориентирования по плану, создаем личный компас;
    – по тексту параграфа создаем схему строения Солнечной системы;                                     
    – преобразуем текст в схемы строения материковой и океанической земной коры;              
    – анализируя коллекцию горных пород, создаем схему происхождения горных пород;          
    – преобразуем текст в схемы строения вулкана и землетрясения.
  • Составление планов, конспектов:                                     
    – творческая работа: конспект – сообщение о путешественнике;                                                     
    – строим план школьного двора с подбором масштаба и разработкой системы условных знаков;
    – мини – сочинение «Если я буду топографом…»;                                                                    
    – учимся создавать краткий конспект урока по теме «Календарь».
  • Создание географического рисунка:                         
    – по рассказу учителя рисуем древо географических наук;                                               
    – по тексту учебника создаем географический рисунок Земли;                                     
    – создание географического рисунка внутреннего строения Земли с помощью преобразования географического текста.
  • Обозначение проблемы и ее решение:           
    – находим причинно-следственные связи между поясами освещенности и их границами – тропиками и полярными кругами; 
    – выдвигаем проблему движения литосферных плит и решаем ее с помощью текста учебника и карты движения литосферных плит;
    – решаем проблему причин возникновения вулканов и землетрясений;                         
    – решаем проблемы взаимоотношений литосферы и человека.
  • Чтение и анализ художественного текста:
    – читаем и анализируем художественные тексты о вулканах и землетрясениях.

Работа с географической картой

«Второй язык географии – карта, несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная» (Н.Н. Баранский).

Географическая карта дает возможность создания многообразных интересных и развивающих заданий по формированию функциональной грамотности. Как научиться «понимать карту»?  В пятом классе ученики знакомятся со сторонами горизонта, масштабом карты, градусной сетью, географическими координатами, легендой карты. Использование настенных карт, в том числе и контурных, позволяет учащимся несколько раз за урок выходить к доске, что заменяет физкультурную минутку, так необходимую для активных пятиклассников. Примеры заданий:  

  • «Стороны горизонта»:
    – найти материки западного и восточного полушарий;                                                                               
    – расположить горы с севера на юг (перечень);
    – «молчанка» – учитель указкой показывает географический объект на настенной карте, учащиеся находят этот объект в атласе, переносят его на контурную карту и подписывают (до 10 объектов).
  • «Найти лишнее» (перечень географических объектов) – Альпы, Карпаты, Кавказ, Урал, Волга, Гималаи, Анды, Кордильеры.
  • Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения:
    – из любых источников географической информации выписываем географические   названия, классифицируем их, объясняем причины классификации;                       
    – классифицируем условные знаки плана, объясняем черты классификации.
  • Логические задания – список объектов разделить на группы, объяснить причину деления:     
    – переводим географические названия в географические координаты, а географические координаты в географические названия;                                                   
    – классифицируем географические карты по их проекциям;                                       
    – классифицируем географические карты по их содержанию.
  • Ассоциативные загадки – на что похож географический объект?
  • Немая карта – без использования атласа:
    – по указанию учителя цифрами обозначаем материки и океаны на контурной карте; 
    – на контурной карте по заданию учителя наносим параллели и меридианы;
    – по заданию учителя расставляем цифры на контурной карте на пересечении параллелей и меридианов.

Работа со статистическим материалом

  • Преобразование текста:
    – преобразуем численный масштаб в именованный;                                                                
    – преобразуем текст учебника в схему вращения Земли вокруг своей оси.
  • Преобразование схему в текст:                                   
    – преобразуем схему учебника «Движение Земли» в географический рассказ о движении Земли вокруг Солнца.
  • Преобразование статистических данных в графики:
    – строим графики по итогам фенологических наблюдений.
  • Расположение по ранжиру:
    – располагаем по высоте формы планетарного рельефа.

Общие приемы формирования функциональной грамотности

  • Географические диктанты:
    – географический диктант по проверке знания географической номенклатуры по разделу «Земля – планета Солнечной системы».
  • Письменные ответы на теоретические вопросы.
  • Тестовые задания.

Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности.

Для   преодоления    трудностей    в    изучении    учебного    предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература»; постепенное усложнение изучаемого материала.

Учебный день современного пятиклассника очень сложный: шесть уроков, обед, внеурочные занятия, прогулка, самоподготовка – весь день расписан и занят, а с учетом того, что на географию в пятом классе отведено 40 минут в неделю – один урок – необходимо следовать совету К.Д. Ушинского, что суть хорошего урока заключается в том, чтобы организовать работу всех учащихся именно на уроке, а не перекладывать ее на дом. Именно использование  разнообразных заданий на уроке по формированию функциональной грамотности и различные формы их проверки и оценки дает возможность организовывать и оценивать работу всех учащихся в течение этих 40 минут.