Веремей А. Д., учитель географии ГБОУ школы-интерната № 8
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем…
Конфуций
Категория обучающихся с ЗПР – задержкой психического развития – наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, характеризующаяся крайней неоднородностью состава.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.
Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные затруднения в учебной деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности и продуктивности.
Именно поэтому в 2022- 2023 учебном году планирование и преподавание курса географии в пятом классе будет осуществляться на основе адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение. Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся.
Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
При составлении календарно-тематического планирования изучаемый материал был разделен на разделы и темы, определено количество часов:
- раздел 1 – географическое изучение Земли – 6 часов
темы:
– география – наука о планете Земля;
– географические методы изучения объектов и явлений;
– организация фенологических наблюдений;
– история географических открытий. - раздел 2 – изображение земной поверхности – 10 часов
темы:
– планы местности;
– географические карты. - раздел 3 – Земля – планета Солнечной системы – 7 часов
- раздел 4 – литосфера – каменная оболочка Земли – 10 часов
темы:
– внутреннее строение Земли;
– проявление внутренних и внешних процессов;
– рельеф Земли;
– рельеф дна Мирового океана. - анализ результатов фенологических наблюдений.
Разработчики программы не предусмотрели создание учебников для реализации данной программы (во всяком случае к новому учебному году, ведь календарно-тематический план мы составляем в июне), поэтому основным источником информации для выполнения домашних заданий учащимися будут являться разрозненные параграфы и страницы учебника «География» линии «Полярная звезда» и записи в тетрадях, сделанные детьми на уроках.
Календарно-тематический план по географии состоит из разделов:
- тема урока;
- практика;
- планируемые результаты;
- коррекционная работа;
- домашнее задание.
В новом учебном году возникла необходимость внести в календарно-тематический план задания по формированию функциональной грамотности у пятиклассников. Естественно-научная функциональная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанными с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует развития следующих компетенций:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Задания по формированию функциональной грамотности у пятиклассников в пятом классе в календарно-тематический план по географии можно внести в любой раздел в зависимости от сложности, доступности, наличия научной информации.
Работа с текстом
Приемы и примеры заданий:
- Комментированное чтение (по выбору учителя).
- Составление таблицы:
– строим таблицу фенологических наблюдений, разрабатываем систему условных знаков;
– с помощью текста учебника создаем таблицу «Великие географические открытия». - Составление схемы:
– строим схему сторон горизонта, используем ее для ориентирования по плану, создаем личный компас;
– по тексту параграфа создаем схему строения Солнечной системы;
– преобразуем текст в схемы строения материковой и океанической земной коры;
– анализируя коллекцию горных пород, создаем схему происхождения горных пород;
– преобразуем текст в схемы строения вулкана и землетрясения. - Составление планов, конспектов:
– творческая работа: конспект – сообщение о путешественнике;
– строим план школьного двора с подбором масштаба и разработкой системы условных знаков;
– мини – сочинение «Если я буду топографом…»;
– учимся создавать краткий конспект урока по теме «Календарь». - Создание географического рисунка:
– по рассказу учителя рисуем древо географических наук;
– по тексту учебника создаем географический рисунок Земли;
– создание географического рисунка внутреннего строения Земли с помощью преобразования географического текста. - Обозначение проблемы и ее решение:
– находим причинно-следственные связи между поясами освещенности и их границами – тропиками и полярными кругами;
– выдвигаем проблему движения литосферных плит и решаем ее с помощью текста учебника и карты движения литосферных плит;
– решаем проблему причин возникновения вулканов и землетрясений;
– решаем проблемы взаимоотношений литосферы и человека. - Чтение и анализ художественного текста:
– читаем и анализируем художественные тексты о вулканах и землетрясениях.
Работа с географической картой
«Второй язык географии – карта, несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная» (Н.Н. Баранский).
Географическая карта дает возможность создания многообразных интересных и развивающих заданий по формированию функциональной грамотности. Как научиться «понимать карту»? В пятом классе ученики знакомятся со сторонами горизонта, масштабом карты, градусной сетью, географическими координатами, легендой карты. Использование настенных карт, в том числе и контурных, позволяет учащимся несколько раз за урок выходить к доске, что заменяет физкультурную минутку, так необходимую для активных пятиклассников. Примеры заданий:
- «Стороны горизонта»:
– найти материки западного и восточного полушарий;
– расположить горы с севера на юг (перечень);
– «молчанка» – учитель указкой показывает географический объект на настенной карте, учащиеся находят этот объект в атласе, переносят его на контурную карту и подписывают (до 10 объектов). - «Найти лишнее» (перечень географических объектов) – Альпы, Карпаты, Кавказ, Урал, Волга, Гималаи, Анды, Кордильеры.
- Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения:
– из любых источников географической информации выписываем географические названия, классифицируем их, объясняем причины классификации;
– классифицируем условные знаки плана, объясняем черты классификации. - Логические задания – список объектов разделить на группы, объяснить причину деления:
– переводим географические названия в географические координаты, а географические координаты в географические названия;
– классифицируем географические карты по их проекциям;
– классифицируем географические карты по их содержанию. - Ассоциативные загадки – на что похож географический объект?
- Немая карта – без использования атласа:
– по указанию учителя цифрами обозначаем материки и океаны на контурной карте;
– на контурной карте по заданию учителя наносим параллели и меридианы;
– по заданию учителя расставляем цифры на контурной карте на пересечении параллелей и меридианов.
Работа со статистическим материалом
- Преобразование текста:
– преобразуем численный масштаб в именованный;
– преобразуем текст учебника в схему вращения Земли вокруг своей оси. - Преобразование схему в текст:
– преобразуем схему учебника «Движение Земли» в географический рассказ о движении Земли вокруг Солнца. - Преобразование статистических данных в графики:
– строим графики по итогам фенологических наблюдений. - Расположение по ранжиру:
– располагаем по высоте формы планетарного рельефа.
Общие приемы формирования функциональной грамотности
- Географические диктанты:
– географический диктант по проверке знания географической номенклатуры по разделу «Земля – планета Солнечной системы». - Письменные ответы на теоретические вопросы.
- Тестовые задания.
Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература»; постепенное усложнение изучаемого материала.
Учебный день современного пятиклассника очень сложный: шесть уроков, обед, внеурочные занятия, прогулка, самоподготовка – весь день расписан и занят, а с учетом того, что на географию в пятом классе отведено 40 минут в неделю – один урок – необходимо следовать совету К.Д. Ушинского, что суть хорошего урока заключается в том, чтобы организовать работу всех учащихся именно на уроке, а не перекладывать ее на дом. Именно использование разнообразных заданий на уроке по формированию функциональной грамотности и различные формы их проверки и оценки дает возможность организовывать и оценивать работу всех учащихся в течение этих 40 минут.