Чистова З.В., воспитатель ГБДОУ № 29
Сентябрь открыл свои двери не только для школьников, но и для дошкольников. Много маленьких ребятишек пришли в детский сад – кто-то уже не в первый раз, а кому-то только предстоит узнать, что такое коллектив, как спать не дома и привыкать к новым взрослым и сверстникам. Адаптация, пожалуй, самое сложное для детей. Маленьким мальчикам и девочкам порой просто не понять, как это остаться без мамы или папы на целый день.
Адаптация – это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частыми респираторными заболеваниями, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средним возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).
- Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанные выше задержки темпов развития. Для всей семьи период адаптации индивидуален, он может иметь разную длительность.
Есть три степени тяжести протекания адаптации:
- Легкая степень адаптации – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель.
- Средняя степень адаптации – в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней.
- Тяжелая степень адаптации – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызет ногти, сосет палец, возникает стойкий энурез, ребенок отказывается играть, плохо ест и спит, капризничает, часто болеет.
Легче всего пройдет адаптация у детей:
- чьи родители заранее подготовили их к посещению детского сада (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле детского сада…);
- физически здоровых, т.е. не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребенка напряжены, и можно их направить на привыкание к саду, не тратя время на борьбу с болезнью);
- имеющих навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребенка еще и на обучение всему необходимому);
- чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сна, питания);
- чей рацион питания соответствует рациону сада.
Что делать, когда возникают трудности в адаптации?
Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? Наиболее успешно адаптация проходит тогда, когда в группе и в семье требования будут похожими.
Маленькие дети не всегда могут сформулировать свои чувства и мысли, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами.
Нельзя ребенка насильно заставлять что-то делать, родители должны знать, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита – временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью (но не излишней ласковостью), помощью во всем. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не высказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности.
Советы родителям:
- Адаптировать ребенка в детском саду лучше во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится в саду не более 1-2 часов (это регулирует воспитатель по мере наблюдения за ребенком).
- Прислушивайтесь к советам и просьбам персонала.
- Нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада.
- Малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к ребенку, заботливы, терпеливы. Чаще обнимайте ребенка, скажите ему: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда бывает страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, что ему повезло – скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
- Подробно расскажите о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.
- Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда будет укладывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться и что он будет делать после обеда.
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и тебе нальют воды.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать игрушки, свои услуги другим детям.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей.
- Пусть малыша отводит в сад тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
- Обязательно скажите ребёнку, когда вы придете за ним.
- Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом являются возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.
- Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.