Воспитание: спектр возможностей современной школы

Выступление Шубелевой М.Е., учителя русского языка и литературы,
руководителя школьного музея «Память говорит» ГБОУ школа № 449

Презентация

Миссия современной российской школы – формирование личности ребенка, образованной и социализированной, умеющей ориентироваться в условиях жизни, в школе и вне её. В условиях постоянно меняющейся действительности возрастает необходимость отвечать вызовам современного общества, а это как раз и порождает поиск новых форм деятельности в воспитании, которые к тому же должны быть эффективны и должны отвечать потребностям конкретного общества.

Воспитательная система школы, как мы знаем, охватывает весь педагогический процесс и включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей, – это воспитательная работа в процессе обучения (урок) и воспитательная парадигма внеурочной и внешкольной деятельности.

За свою школьную жизнь ученик проходит примерно 10 000 уроков. Разных… Интересных и не очень…Захватывающих и просто проходящих мимо… Чтобы мы ни говорили, но то, каким будет урок, зависит только от нас, уважаемые коллеги. Да, это мы создаем условия, чтобы ученик мог продвигаться и совершенствоваться, обучаясь и воспитываясь. Как понять, что нужно ученику на уроке? Как решить данную проблему? Оказывается, все очень даже просто: нужно на несколько минут оказаться на месте ученика. Помните, мы постигали окружающий мир через игру? Именно формат игры оказался как нельзя кстати. Да, педагоги тоже играют, но их игры уже методические. «От педагогической игры к компетентному педагогу» – программа по наставничеству, которая помогает нам решать различные педагогические задачи. Через игру мы проживаем различные социальные роли, создаем вовлекающие сценарии урока или образовательного события и вместе с учениками воплощаем их в жизнь. И мы готовы поделиться с вами этой увлекательной методикой.

Во внеурочной деятельности мы создаем условия для культурного, профессионального и социального самоопределения творческой личности ученика. Разнообразие школьных событий: конференций, экскурсий, мастер-классов, фестивалей, конкурсов – позволяет каждому выбрать дело по душе. Проектная деятельность ставится во главу угла. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», – именно эти слова стали своеобразным девизом для проектных команд. И именно здесь мы видим интеграцию воспитания в академические науки и наоборот. Судите сами: чтобы создать проект, и учителя, и ученики постигают науку проектирования. В дальнейшем учитель становится наставником и руководителем проекта, а ученики перевоплощаются в проектировщиков. В дальнейшем школьные проекты обретают свою жизнь, реализуются как в школе, так и за ее пределами – от школьного до Всероссийского уровня. «Откуда есть пошел пряник русский?», «Петр I в бронзе и металле», «Здесь все пропитано обликом Данини», «История моей семьи», «Ахматовский Петербург» и многое-многое другое… Участников же проекта «АгроНТИ» ожидает серьезная работа. Команда нашей школы приглашена на финальные испытания Всероссийского этапа «АгроНТИ» в г. Орел.

Все это позволяет нам вместе с нашими учениками увидеть, что будущее начинается здесь и сейчас. Именно в проектной деятельности развивается самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к сотрудничеству. Это ли не образовательное воспитание?

«Вопросы воспитания и просвещения – это очень тонкие, чувствительные вещи, здесь нельзя действовать грубо, равнодушно, для галочки», – отмечал в своем выступлении Президент РФ В. В. Путин. По его словам, значительный вклад в воспитание дает внеурочная деятельность: это кружки, секции, школьный театр, музей, музыкальные студии.

В нашей школе работает более двадцати кружков. Рассказать обо всех не представляется возможным, поэтому свой выбор остановлю на некоторых.

Команда «Бета-3», в которую входят мальчишки и девчонки старших классов. Команда ежегодно принимает участие в военно-прикладных видах спорта в рамках районной игры «Зарница». В этом году наши зарничники, чеканя шаг на смотре строя и песни, принесли школе две важные награды: Диплом 1 степени в районном конкурсе смотра строя и песни, а по итогам муниципального тура – Почетное знамя Муниципального образования г. Пушкин

 Визитная карточка нашей школы – «Морской экипаж». Здесь в основном ученики 5-7 классов. Мальчишки носят морскую форму, два раза в неделю после уроков осваивают морские профессии, постигают науку завязывания морских узлов и азбуку Морзе, а взаимодействие школы с военно-морским политехническим институтом позволяет им участвовать в серьёзных мастер-классах, конкурсах на морскую тематику, представляя «плоды» своего творчества: исследовательские работы, видеоролики, презентации…

Инструментальный и вокальный ансамбли «Волшебная флейта» и «Солнышко» объединяют учеников начальной школы. Но этим юным артистам неоднократно покорялись различные музыкальные конкурсы, например, Рождественский фестиваль хоровых коллективов, конкурс героико-патриотической песни «Пою мое Отечество».

Школьный военно-исторический музей «Память говорит» за четыре года прошел путь от выставочного зала до школьного музея. Мы являемся пилотной площадкой Всероссийского проекта «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» – более 130 фотографий и историй из семейных архивов наших учеников пополнили экспозицию школьного музея и были отправлены на хранение в Государственный архив.

Мы взаимодействуем с историко-литературным музеем, с некоммерческими общественными и ветеранскими организациями, школьными музеями, родительской общественностью. Все это позволило нам реализовать различные проекты: «Диалог поколений», «У каждого был свой Афганистан», «Дагестанцы в непокоренном Ленинграде», «Есть такая профессия – Родину защищать». В 2020 году мы стали партнерами музея Победы, что позволило нам осваивать новейшие музейные технологии, участвовать в различных проектах и конкурсах Всероссийского уровня. Главное достижение этого года – мы вошли в топ 50 лучших музеев РФ в рамках реализации партнерской программы музея Победы.

«Получить знания – это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине. Это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным», – говорил президент Российской Федерации В. В. Путин на Всероссийском совещании классных руководителей.

Как мы видим, возможности, которые нам дает современная школа для образования и воспитания ученика, многогранны. И от нас с вами во многом зависит, какими станут наши дети. А это значит, что все в наших руках.