Проактивное управление проектами как залог позитивных изменений школы

Выступление Ткачёвой О.И., директора ГБОУ лицей № 410

Добрый день, уважаемые коллеги!

Презентация

Тема моего выступления связана с проактивным управлением проектами, которые обеспечивают движение школы вперед, получение конкретных эффектов и оптимальных результатов (таких результатов, которые достигаются с наименьшими потерями и затратами).

Проекты давно и прочно вошли в нашу практику. Но согласитесь, ведь не каждый проект преображает (меняет) школу. По статистике анализа эффективных менеджеров, проекты, реализующиеся по жесткому плану, отличаются от результата примерно на 60%. То есть их эффективность составляет 40%. Следовательно, в современном мире, в условиях быстрых и стремительных изменений, в условиях неопределенности и тревожности старые классические методы и подходы в управлении проектами уже не работают.

Я постараюсь вам представить проактивное управление как процесс, обратный реактивному (управлению по инструкциям и директивам). Проативное управление – это управление рисками путем прогнозирования проблем и применения предупредительных мер для их снижения, а также оперативного решения в случае возникновения. Такими предупредительными мерами могут стать инновационные проекты.

Коллеги, мы за развитие школы, поэтому нам очень важно научиться проактивно управлять школьными проектами.

С учетом приоритетов национальной и региональной образовательной политики мы определили векторы развития нашей школы.

Следовать заданным векторам нам помогают проекты, которые мы определяем как четкое видение ПЕРСПЕКТИВ и предсказуемых позитивных РЕЗУЛЬТАТОВ – получение ОПЫТА при ЕДИНСТВЕ методов, технологий, форм и условий реализации, устойчивое повышение КАЧЕСТВА и наличие ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ процессов для диссеминации идей.

Давайте вместе посмотрим, как проекты на примере лицея № 410 помогли спрогнозировать и смоделировать перспективный сценарий развития школы.

Одним из ключевых элементов структуры управления учреждением является система управления качеством образования.

Мы разработали и апробировали программу по созданию внутришкольной системы управления качеством образования, которая базируется на основных принципах Модели всеобщего управления качеством TQM (Total Qualiti Managment). Все они очень важны, но на три из них я обращу особое внимание.

Это лидерство руководства, постоянное совершенствование деятельности и принятие решений, основанных на фактах и экспертных оценках.

На наш взгляд, эти принципы особо акцентируют внимание руководства школы на необходимости эффективного использования ресурсов в построении инновационного образовательного пространства.

Основными инструментами проактивности здесь становятся экспертиза условий и оценка результатов деятельности, прогнозирование и организация работы по выявленным несоответствиям, так называемым точкам роста.

Особенно хочется подчеркнуть, что проект «Управление качеством образования» реализуется уже 15 лет, но до сих пор не потерял своей актуальности, и уверена, что не потеряет и впредь, потому что позволяет видеть новые векторы развития в условиях современных вызовов. За годы его реализации наша административная команда вывела формулу проактивного управления: ПРОЕКТ ПОРОЖДАЕТ НОВЫЙ ПРОЕКТ. В проактивном управлении это неизбежно.

Приведу конкретный пример.

Четыре года назад по результатам очередной оценки качества образования в лицее мы выявили позицию, ставшую одной из точек роста – развитие в лицее школьного технопредпринимательства и инновационной культуры. Так, совместно с учениками, родителями и социальными партнерами был разработан проект «Инноватикум. Лаборатория школьного технопредпринимательства».

Его содержание базируется на организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в формате междисциплинарной лаборатории по направлению конвергентных наук. Это задает широкое трансдисциплинарное поле обновления содержания образования школьников, формирования их функциональной грамотности и глобальных компетенций.

Логичным завершением насыщенного событиями года становится форум «Инноватикум», который проходит в дни Петербургского международного образовательного форума.

В 2022 году «Инноватикум» прошел под общей идеей «Мои умения сегодня – мои возможности завтра!»

В 2021 году мы представили проект на конкурсе и выиграли Грант Правительства Санкт-Петербурга, в результате чего получили 25 млн рублей, что позволило нам существенно обновить материально-техническую базу лицея, создать новые образовательные пространства: STA-студию, антиучительскую, коворкинг-зону и медиацентр.

«Инноватикум» конкретно изменил нашу школу. С помощью этого проекта нам удалось взять вектор на формирование в лицее нового образовательного пространства, на формирование инновационного поведения как учеников, так и педагогов.

Понимая, что открытость к инновациям у школьников может сформировать только тот учитель, который сам открыт нововведениям и стремится к своему личностному и профессиональному росту, в 2019 году мы запустили всероссийский масштабный сетевой проект «Вектор качества образования». Нашими партнерами стали РГПУ им. А.И. Герцена и журнал «Управление качеством образования».

«Вектор качества образования» разработан в соответствии с основной идеей национального проекта «Образование» и ориентирован на обеспечение высокого качества.

Проект состоит из трех проектных модулей: цифровой медиаресурс «Педагогический форсайт», всероссийский конкурс среди образовательных организаций, а также проект «Эффектория» – инновационная профессионально-общественная площадка, созданная для обсуждения различных экспертных мнений.

Уважаемые коллеги, реализация проектов позволяет в лицее обеспечить высокий уровень образования не только в области предметных знаний, но и в области формирования современных компетенций.

Сегодня мы можем утверждать, что в лицее создан целый банк проектов.

Все они так или иначе определяют сценарий развития нашего учреждения. Причем развитие лицея как социального института осуществляется совместно с развитием ученической, педагогической и управленческой команд.

Ценность такого развития заключается ещё и в том, что каждый человек, включенный в проектную деятельность лицея, не только личностно и профессионально развивается, но и получает удовлетворение и вдохновение! А это, согласитесь, очень важно при получении результатов с наименьшими потерями и затратами.

Вдохновляющее лидерство – вот один из принципов проактивного управления.

Уважаемые коллеги! Я поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю вам вдохновения, гибкости и уверенности в завтрашнем дне, сил вам, новых творческих находок, энтузиазма и свершения самых смелых начинаний!