Выступление Савченкова А.А., директора ГБОУ школы-интерната № 8
Добрый день, уважаемые участники конференции!
Процессы модернизации системы российского образования существенно меняют и такие, на первый взгляд, консервативные учреждения, как коррекционные.
Обновляется содержание образования детей с ОВЗ. С 2016 года по федеральным стандартам работает начальная школа. С 1 сентября начнется поэтапный переход на ФГОС для обучающихся с ОВЗ в основной школе.
С 2020 года коллектив школы первым в Пушкинском районе реализует инклюзивную модель организации обучения детей с расстройством аутистического спектра.
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ресурсный класс отличается от коррекционного тем, что ученика зачисляют в класс к сверстникам. Таким образом, ребенок с РАС, обучаясь в обычном классе, восполняет пробелы в обучении при помощи специалистов в соответствии со своим индивидуальным планом в пространстве ресурсного класса.
В школе созданы специальные условия для обучения детей с РАС: оборудованы два кабинета, комната сенсорной разгрузки, приняты необходимые локальные правовые акты, адаптированные программы. В ресурсном классе работает команда специалистов. У каждого ученика индивидуальный тьютор, который сопровождает его в течение дня. В работе педагоги ресурсного класса используют прикладной анализ поведения (ABA) – один из самых эффективных методов коррекции аутизма. Школа активно сотрудничает с образовательными учреждениями города, которые имеют положительный опыт в данном направлении. Налажено сотрудничество и с некоммерческими общественными организациями и фондами.
Считаю, что опыт интерната в ближайшем будущем будет широко востребован в школах района, ведь аутизм неспроста называют синдромом века: в настоящий момент этот диагноз встречается все чаще.
Социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия)
До 36% наших ребят из семей, нуждающихся в государственной поддержке. Все воспитанники имеют статус обучающегося с ОВЗ и находятся на неполном государственном обеспечении. Преодолению формирующейся иждивенческой позиции, воспитанию у учащихся положительного отношения к труду, стремлению приносить общественную пользу способствует системная работа педагогического коллектива.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий.
Используются новые формы профориентационной работы. Так, в рамках Всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее» наши воспитанники посещали городские учреждения среднего профессионального образования. Преподаватели и студенты проводили с нашими обучающимися ознакомительные беседы, мастер-классы.
Ребята побывали на профориентационной интерактивной выставке «Лаборатория будущего» и приняли участие в профессиональной пробе по социальному предпринимательству.
Профориентационную направленность имеет и (не побоюсь этого слова) самый любимый нашими ребятами праздник – фестиваль Дружбы и Спорта «Больше красок», проводимый уже много лет в школе-интернате. Это интерактивный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья, посвященный искусству в городской среде, здоровому образу жизни и творческим профессиям.
Волонтеры проводят для воспитанников школы-интерната мастер-классы по арт-терапии, флористике, парикмахерскому искусству, современному танцу, моделированию роботов, кулинарному искусству. Ненавязчиво, через создание атмосферы праздника формируется положительное отношение к различным профессиям, интерес и желание узнать больше, что очень важно, учитывая особенности наших воспитанников.
Одним из приоритетных направлений для нас является участие наших ребят в чемпионатах профессионального мастерства для детей с ОВЗ: «Абилимпикс», «Умения юных KidS”. В 2022 году ученица 4 класса заняла 2 место в компетенции «Валяние шерсти» регионального чемпионата «Умения юных» KidS 2021-2022.
Однако полноценной и массовой подготовке ребят для участия в конкурсах препятствовало отсутствие современной материально-технической базы кабинетов технологии. Для решения этой проблемы, школа-интернат в 2022 году реализует мероприятие федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по обновлению материально-технической базы «Доброшкола».
В рамках реализации этой программы был выполнен ремонт помещений слесарно-столярной мастерской, а также кабинета кулинарии и шитья, приобретено необходимое современное оборудование для реализации предметной области “Технология”. Кабинет технологии будет выступать базой для системно организованной профессиональной ориентации. Приобретены электронные профориентационные системы в кабинеты педагогов-психологов. Сейчас проект находится на стадии завершения.
С января 2023 года в интернате будет открыто отделение дополнительного образования детей, в рамках которого начнут работать и кружки технической направленности, что, несомненно, позволит качественно изменить подготовку к конкурсам допрофессиональных компетенций.
Следует отметить, что круг образовательных организаций профессионального образования, в которых продолжают образование наши выпускники, с каждым годом расширяется. Более 80% выпускников 9-х классов продолжают обучение по программам среднего профессионального образования по направлениям, востребованным на рынке труда региона. Такой результат говорит об эффективной работе педагогического коллектива школы-интерната по профессиональной ориентации обучающихся.
Развитие обучающихся (интеллект, талант, личность)
Главная педагогическая задача – создать “ситуацию успеха” для каждого ребенка, помочь раскрыться творчески, реализовать себя. Наши воспитанники активно и успешно принимали участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, в том числе имеющих статус для детей с ОВЗ.
Мы стоим на той позиции, что интеллектуальное направление очень важно для развития школы равных возможностей.
В 2022 году школой-интернатом совместно с кафедрой коррекционной педагогики СПб АППО организован и проведен XV-й предметный городской конкурс «Умники и умницы» среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальных классов образовательных организаций Санкт-Петербурга. Ежегодно в конкурсе принимают участие ученики с ОВЗ школ города и области. В общекомандном зачете по числу победителей и призёров школа-интернат № 8 – в числе лидеров.
С 2021 года ученики основной школы результативно участвуют в городском предметном конкурсе для обучающихся с ОВЗ «Эврика». В 2022 году ученик нашей школы стал победителем конкурса по английскому языку, есть призеры по математике, обществознанию, географии, английскому языку.
Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в региональной олимпиаде для детей с ограниченными возможностями по русскому языку, технологии.
Уже второй год учащиеся нашей школы результативно проявляют себя в городском конкурсе исследовательских учебных проектов «Я познаю мир». В 2022 году проект «Русские народные игры – яркое выражение традиционных праздников» на районном этапе стал победителем, а на уровне города занял 2 место.
Таким образом, в школе-интернате создаются необходимые условия для развития личности воспитанников. Поверьте, что, несмотря на статус ребенка с ОВЗ, многие ребята по-настоящему талантливы, поэтому наша профессиональная задача – помочь раскрыть и реализовать эти таланты. Пожелаем друг другу удачи на этом пути!