Перспективы развития образовательной системы Пушкинского района Санкт-Петербурга  в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России»

 Доклад начальника Отдела образования
Пушкинского района Санкт-Петербурга Микушевой Н.П.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Презентация

Как приятно обращаться к вам  не через объектив камеры,  а непосредственно, напрямую…И видеть  отклик в ваших глазах, ощущать дыхание зала, чувствовать атмосферу праздника, убеждаться в единстве нашего педагогического сообщества и верить, что все испытания, которые посылает нам время, мы обязательно преодолеем.

Районная конференция призвана решить несколько задач: дать старт новому учебному году, сконцентрировать внимание на наиболее актуальных направлениях деятельности педагогов, проанализировать эффективность работы образовательных организаций и результативность включения нашей районной образовательной системы в региональные программы и проекты.

Год назад внимание педагогической общественности района было сосредоточено на обновленных стандартах, программах воспитания, реализации проекта «Современная школа», организации работы регионального Центра непрерывного профессионального педагогического мастерства с целью диагностики и совершенствования индивидуальной методической работы  по ликвидации профессиональных дефицитов педагогов.  В целом, анализируя итоги года, мы можем сказать, что справились с поставленными задачами.

При планировании работы и организации  деятельности  образовательных учреждений в наступающем учебном году рекомендуем рассмотреть на педагогических советах,  заседаниях методических объединений материалы, связанные с двумя инициативами Министерства просвещения – проектом «Школа Минпросвещения России» и федеральной государственной информационной системой  «Моя школа».

Проект «Школа Министерства просвещения России» был представлен  в апреле 2022 года. Предвидя ряд вопросов, разработчики, презентуя свои идеи, сделали необходимые акценты:

  • данный проект не  ставит перед образовательными организациями, администраторами, педагогами дополнительные задачи и не предполагает ведения  отчетных документов, он лишь  систематизирует  все стратегические  направления и сводит в единый пакет  методические материалы;
  • цель проекта – создание равных условий  обучения и воспитания  для каждого школьника независимо от места нахождения образовательной организации и имеющихся у нее ресурсов;
  • положенная в основу  проекта идея «единства подходов» не лишает образовательную организацию ее самобытности, уникальности, своеобразия;
  • «ключевые» направления работы проекта не являются новыми, они представлены  ранее в предыдущих проектах и программах, поэтому не предполагают существенной перестройки в  деятельности школ.

Опираясь на направления проекта, попытаемся проанализировать нашу работу в течение учебного года, ориентируясь на  8 позиций.

  1. Образовательная среда
  2. Школьный климат
  3. Учитель
  4. Здоровье
  5. Знание
  6. Воспитание
  7. Творчество
  8. Профориентация

Образовательная среда, насыщенная и современная, способствующая развитию каждого ребенка, обеспечивающая реализацию инновационных идей, отвечающая требованиям безопасности, объединяющая  процесс обучения, воспитания, взаимодействия на самом высоком технологичном уровне – вот задачи, которые  успешно решает руководство района и административные команды образовательных организаций.

Инновационные идеи, грамотно представленные на региональном уровне, позволили семи нашим  школам получить гранты по различным номинациям. Это триумф и безусловное признание эффективной работы.

  1. «Гуманитарно-технологический класс» ( школа № 500),
  2. «Инженерный класс» (школа № 645),
  3. «Медиакласс» (школа № 511),
  4. «Химико-биологический класс» (лицей № 408, школа № 530, школа № 93),
  5. «Курчатовские классы» ( гимназия № 406).

Убеждены, что современное, обновленное,  максимально  оснащенное образовательное пространство позволит педагогическим коллективам реализовать свои идеи, и это положительно скажется на образовательных результатах учащихся и профессиональном развитии педагогов.

Особое внимание хочется обратить на цифровую составляющую образовательной среды современной школы. Изменения,  ожидаемые в 2023 году, будут связаны с  внедрением  федеральной государственной  информационной системы «Моя школа» (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 №1241). Данный ресурс предоставит новые возможности для учащихся, учителей, родителей; обеспечит доступ к высокоскоростному интернету во всех школах; позволит решить задачи подключения к качественным верифицированным платформам; объединит на пространстве единого портала сразу несколько сервисов и баз данных. Поэтапный запуск системы запланирован на  четыре месяца: сентябрь 2022 – декабрь 2022 года. А уже  с  01.01.2023  ГИС «Моя школа» будет введена в эксплуатацию. Ознакомительную презентацию по данной теме  мы разошлем в школы  сегодня.

Школьный климат… На первый взгляд, трудноизмеримая категория. Но для того, чтобы почувствовать атмосферу, царящую в школе или детском саду, достаточно  оказаться внутри и задать один вопрос: «Чем ваше учреждение отличается от множества других?» И если воспитанники, родители, педагоги открыто, с воодушевлением начинают рассказывать о традициях, творческих коллективах, интерактивных встречах, интересных проектах, значит – они ощущают собственную включенность в жизнь учреждения, интеграцию учебного процесса и процесса воспитания, неповторимость и  привлекательность «своего второго дома».

В приветственном слове министра образования Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова прозвучала мысль о важности атмосферы доверия и комфорта в образовательном учреждении, без которых общение и обучение не могут быть в радость и, следовательно, не могут быть эффективными.

Учитель. Самые актуальные проекты и  программы  «оживают», обретают понятные черты и наполняются смыслом только тогда, когда оказываются в руках профессионала –  учителя, воспитателя, педагога. Федеральные  и региональные программы последних лет нацеливают нас  на системную индивидуальную работу с каждым педагогическим работником. Внимание к молодым учителям, обновленные модели наставничества, деятельность региональных центров непрерывного педагогического профессионального мастерства и, как следствие, скорректированная на местах структура методического сопровождения – все это стало содержанием работы  наших учреждений.

В Пушкинском районе успешно функционируют 48 педагогических сообществ. Это «кустовые» методические объединения  дошкольников, рабочие и творческие группы, методические объединения учителей-предметников, наставников, классных руководителей. Все они сосредоточены на главной задаче – обеспечить качественное образование, всестороннее развитие детей при эффективной реализации актуальных воспитательных программ. Для этой цели активно используются специально разработанные ресурсы – порталы и  телеграмм-каналы.

Повышение квалификации – постоянный процесс, позволяющий уверенно чувствовать себя в профессии и совершенствовать свое мастерство. В течение учебного года профессиональную квалификацию повысили 2295 педагогов района, 11 прошли переподготовку.

В информационно-аналитической системе «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» зарегистрирован 2391 педагогический работник района. В 2021 году 467 учителей и 342 воспитателя  прошли диагностику по трем блокам – предметные, методические и психолого-педагогические компетенции. На основании выявленных дефицитов для 809 педагогов сформированы индивидуальные образовательные маршруты. Можно сделать вывод о том, что в нашем районе комплексная модель методической поддержки учителей и воспитателей создана и дает положительные результаты.

Аттестация педагогических кадров – процесс, отражающий не только уровень подготовки педагога, но и сложившуюся систему управления, методического сопровождения, особенностей корпоративной культуры. Подчеркну: эти вопросы постоянно должны быть в центре внимания руководителей школ и детских садов.  За период с 01.09.21 по 30.06.22 высшая категория  установлена 573 педагогам района; первая – 671.  Итоги года говорят о достаточно высоком уровне профессионализма наших педагогов. Но мы помним о том, что в грядущем учебном году предстоит серьезная работа с кадрами  по подготовке к переходу на новую систему аттестации.

Наставничество. На новый уровень в 2021 -2022 учебном году  вышла работа по поддержке молодых педагогов. Основой стал проект «Учитель 21 века», который успешно  реализуется в районе с 2015 года. В настоящий момент  активизирована работа с наставниками молодых учителей, открыто методическое объединение, создана «дорожная карта» внедрения единой целевой модели наставничества в учреждениях района, проведен цикл проблемно-целевых семинаров. На федеральном уровне особые надежды возлагаются на возрождение и совершенствование этого элемента педагогического взаимодействия. А с учетом разнообразия разработанных моделей наставничества в школах Пушкинского района – у данного направления прекрасные перспективы.

Проектная деятельность. Говоря об особенностях нашей работы, нельзя не упомянуть о  районных проектах. Каждый из них нацелен на решение конкретных задач в образовательной среде, имеет свою аудиторию, призван дополнить и расширить образовательное пространство, объединить в процессе творческого самовыражения управленцев, методистов, педагогов дополнительного образования, специалистов, учителей и воспитателей.

Посмотрим на  проекты  2021 – 2022 учебного года.

Проект электронная газета  «ПеЛиКАН» по-прежнему  освещает значимые события, предлагает комментарии специалистов, формирует банк методических материалов.

Проект «Эврика», посвященный Году науки и технологий, и  проект «Традиций живая нить», посвященный  Году культурного наследия  народов России, знакомят с опытом школ и дошкольных образовательных организаций в контексте разработки актуальных  тем, выделенных на федеральном уровне.

Привлечь внимание к дискуссионным вопросам современного образования помогает проект «УниКУМ», специально разработанный  для административных команд школ.

Очень интересную статистику дал анализ семилетней истории проекта «Учитель 21 века». Активность, мотивация, профессиональный рост, реальное карьерное продвижение молодых учителей – очевидны.

Новый проект – «МЕТРО: методический ресурс обновления» – задуман авторами как объединяющая платформа четырех категорий педагогических работников учителей-предметников, классных руководителей, наставников и молодых педагогов. В перспективе – совместные семинары, интерактивы, разработка  интегрированных программ повышения квалификации.

Таким образом, мы приходим к выводу, что проекты – значимая часть жизни педагога, потому что он живет и творит в проектной среде, находя пути для обучения и самовыражения.

Конкурсное движение. Подчеркивая важность роли учителя, воспитателя, мы, безусловно, должны остановиться на внешней оценке профессиональных и творческих возможностей наших педагогов. Конкурсное движение прочно вошло в нашу жизнь. Конкурсов действительно много:  более 80 положений рассматривает методическая служба района в течение года. Среди них  конкурсы для детей, для смешанных команд взрослых и воспитанников, профессиональные конкурсы. Увеличилось количество районных конкурсов для дошкольных образовательных учреждений, есть очень интересные инициативы, которые постепенно становятся традиционными: фестиваль «Пушкинские строки» (ГБДОУ № 4), конкурс «Подари тепло» (ГБДОУ № 4), конкурсы чтецов  «Разукрасим мир стихами», «Незабудки» ( ГБДОУ № 44), конкурс чтецов «Весна красна» (ГБДОУ № 1), конкурс  проектов ландшафтного дизайна детских площадок «Сердцу милый уголок» (ГБДОУ № 16).

О профессиональных  победах наших коллег мы поговорим  в октябре, на празднике, посвященном Дню учителя.Сегодня же  мне хотелось бы  выделить  региональные конкурсы, которые учитываются в рейтингах образовательных организаций. На слайде отмечены участники конкурсов  2021-2022 учебного года. Хочу также напомнить вам, что перспективный план участия школ в конкурсах мы согласовали и   работаем в соответствии с  ним. Информационно-методическому центру поручается организация этой работы в районе, руководителям школ – на местах.

Здоровье. По-прежнему актуальной  остается тема здоровьесбережения, причем в самом широком ее понимании. В рамках реализации районной программы развития рабочей группой  исследуются проблемные зоны, разрабатываются методики для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса, апробируются разнообразные формы и методы работы. Значительный вклад в решение ряда задач вносят наши школы-интернаты. Специалисты этих учреждений глубоко и системно занимаются вопросами инклюзии, ОВЗ, адаптивных программ,  созданием ресурсных классов, обучением детей с расстройством аутистического спектра.Сегодня мы об этом еще услышим. Накопленный коллегами опыт позволяет представлять эффективные методики и инновационные идеи на  городских соревнованиях, фестивалях и мастер-классах.

Знание. На фоне  глобальных процессов – модернизации, информатизации, цифровизации (а все эти тенденции мы переживаем в течение двух десятков лет) – образовательный процесс в российских школах сохраняет устойчивый «знаниевый» характер. Наша школа – школа учебы, воспитания, развития. А для знания, и это подчеркнуто в проекте «Школа Минпросвещения России», главными характеристиками остаются качество и объективность.

Оценка качества. Большая работа проводится районным центром оценки качества для достижения положительной динамики:

  • разработан  инструментарий кластеризации результатов оценочных процедур;
  • создана  система управления  повышением качества образования;
  • организована работа со школьными командами;
  • внесены коррективы в процесс методического сопровождения педагога на районном уровне и уровне  образовательной организации.

Итоговая аттестация. Выпускные экзамены – объективный срез  «качества» знаний. 14 выпускников наших школ  получили 100-балльные результаты, 250 – набрали по отдельным предметам свыше 90 баллов.

Медалисты 2022 года. 148 выпускников получили медали «За особые успехи в учении», 14 выпускников награждены знаком «За особые успехи в обучении» – прекрасный результат работы наших педагогических коллективов!

Всероссийская олимпиада школьников. На слайде отражена результативность участия наших школ  в олимпиадном движении. 4 победителя регионального этапа, 4 призера всероссийского этапа…Хороший результат, но всегда хочется большего. Даем поручение рабочей группе «Одаренные дети», курирующей это направление в рамках районной программы развития, внести предложения по подготовке  участников олимпиад.

Рейтинги школ. Для определения перспектив развития очень важно учитывать мнение экспертного сообщества. По оценке экспертов 11 школ Пушкинского района вошли в рейтинги лучших.  В двух рейтингах школа – 297, в трех – лицей 408, лицей 410, школа с углубленным изучением английского языка – 606, школа – 511, школа – 604. Во всех пяти рейтингах – гимназия 406! Поздравляем руководителей и педагогические коллективы с заслуженным успехом.

Инновационная деятельность. Присвоение статуса инновационной  площадки – это всегда доверие и признание. Мы надеемся, что опыт школ Пушкинского района будет востребован  системой образования Санкт-Петербурга и  коллегами в регионах. И новые инновационные идеи не заставят себя ждать.

Воспитание. Разговор о новых подходах к системе воспитательной работы мы вели на прошлом педагогическом совете, когда давали старт районной  «Программе воспитания». Тогда же  прозвучала мысль об актуализации  идей  гражданственности и патриотизма, особом  отношении  к  государственной символике, развитии молодежных общественных объединений, поддержке волонтерского движения и детских инициатив. Новая историческая реальность  доказывает важность этих направлений, требует максимально  ответственного подхода педагогов к каждому воспитательному событию, к каждой встрече с воспитанниками. Сегодня у нас будет возможность  продолжить разговор на эту тему: коллеги  поделятся своим опытом. 

Творчество. Когда мы говорим  об образовании, очень часто пытаемся найти слово – символ, слово, отражающее цель, смысл, суть  взаимодействия детей и взрослых… И как правило, находим – творчество! В идеальной школе должны быть созданы условия для самореализации, проявления творческого потенциала каждого.  Ориентиры,  предложенные в проекте «Школа Минпросвещения России», легко проецируются на сложившуюся в районе систему работы: интеграция учебной и внеурочной деятельности, выстроенная модель конкурсов, фестивалей, олимпиад, значительное количество музыкальных, театральных коллективов, школьные пресс-центры и музейная педагогика. Учреждения дополнительного образования Пушкинского района  предлагают широкий спектр программ, а количество побед разного уровня доказывает, что творческий потенциал воспитанников действительно высок.

Профориентация.  Родители и педагоги понимают, что главным результатом  периода обучения в школе становится успешная  социализация выпускника, его осознанный выбор профессионального пути и  максимальная самореализация во взрослой жизни. Поиск своего пути начинается в период дошкольного детства и не прекращается  вплоть до выпускных экзаменов. Профориентационные концепции школьных воспитательных систем, образовательные профильные программы, профессиональные пробы, совместные проекты с работодателями, системная работа учреждений дополнительного образования способствуют решению этой задачи.

В  программе 7-го Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» приняли участие 32 команды  учащихся ЦДЮТТиИТ:

  • 9 команд получили золото,
  • 7  команд – серебро,
  • 4 команды – бронзу,
  • 1 команда – медальон за профессионализм.

Безусловно, производят впечатление и будоражат воображение названия компетенций, которыми мы с вами, уважаемые коллеги, скорее всего не владеем: технология моды, лазерные технологии, инженерия космических систем, аддитивное производство.

Успешно выступили учащиеся Пушкинского района и в рамках Национальной технологической олимпиады:

  • 174  человека прошли во второй этап по 27 профилям,
  • 17 человек вошли в финал,
  • 2 человека ( учащиеся школы 604) стали призерами.

Не сомневаемся, что для этих ребят мир профессий уже открылся. И на вопрос: «Куда пойти учиться?» –  они смогут дать ответ.

Таковы основные итоги учебного года.  Но разговор наш не завершается, он будет продолжен, потому что настоящий взгляд профессионала – это взгляд практика.