Наумова Н. А., воспитатель ГБОУ школа № 407 (дошкольное отделение)
Гладкая Т. В., воспитатель ГБОУ школа № 407 (дошкольное отделение)
В современной педагогической теории и практике формирование творческой личности является одной из наиболее важных задач – творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным развитие и отдельного индивида, и человечества в целом.
Творческая деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – наиболее эффективное и своевременное средство для решения этой задачи. Одним из важных моментов творческой деятельности является использование различных видов творческих способностей, направленных на художественно-эстетическое, социально-нравственное и патриотическое воспитание детей (скульптура, графика, живопись, архитектура и другие), а также глубокая и объективная диагностика всех этапов творческого развития. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса формирования личности. Практика показывает, что быстрое изменение психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самих детских поколений требуют и серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми. В процессе творчества ребенок не только определяется со своими образными представлениями, но и желает болеет совершенно овладеть средствами изображения. Один ребенок упрямо двигается к своей цели, другой разочаровывается и пасует. Все эмоции помогают ребенку приобретать знания об окружающих его явлениях. Но как сделать так, чтобы желание творить не пропадало, а вера в свои силы укреплялась?
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях рисованием. Работа с необычными материалами позволяет испытывать большое количество эмоций, развивает творческие способности, креативность, что, в конечном результате, помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой деятельности (манипуляции). Традиционные же техники не всегда приносят интересный для детей результат – занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Для современного развитого поколения детей этого уже недостаточно.
Воображение, тяга к творческому выражению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Говоря о формировании творческих способностей, нужно знать, когда и с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет. Это обусловлено тем, что именно в это время происходят прогрессивные изменения, связанные с психическими процессами (развиваются внимание, память, восприятие, воображение), активно формируются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Сами способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, а наиболее привлекательными современные дошкольники считают объекты и явления природы. Представляется очевидным, что творческое развитие способностей у дошкольников совершается в процессе воспитания и обучения. К важнейшим педагогическим процессам и условиям развития творческих способностей исследователи относят:
- взаимоотношения воспитателей и детей как участников повседневного учебно-воспитательного процесса;
- игру как обязательную составляющую личностного становления;
- материальные средства обучения (игрушки, объекты и явления природы);
- предметно-развивающую среду;
- включение ребенка в доступные ему виды деятельности.
Все эти условия мы стремимся выполнять в процессе обучения наших воспитанников. И нетрадиционные техники, используемые нами на занятиях рисованием, несомненно, способствуют формированию интереса, а затем и творческих способностей у детей.
На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование необычными материалами с помощью оригинальных техник.
Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- интеллектуальному развитию ребенка;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- учит свободному выбору изо-материалов и техник.
Опыт применения таких техник показывает, что наиболее важны для успешного развития детского художественного творчества разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора – все это даёт занятие живописью, а непосредственность детского восприятия помогает не допустить в детскую творческую деятельность скуку.
Для освоения нетрадиционных способов рисования предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту: бумаги разной фактуры, формы и размера; гуашевых и акварельных красок; кистей № 2,3,5, кистей из щетины; восковых и цветных мелков; маркеров, фломастеров; простых и цветных карандашей. Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начиная с младшего возраста по принципу «от простого к сложному».
Основные техники, используемые в младшем возрасте: рисование пальчиками, ладошками; рисование поролоновыми комочками, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.
В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать уже такие нетрадиционные техники, как: рисование свечой, кляксография с трубочкой, набрызг, оттиск, рисование поролоном, пальцеграфия, техника тычка. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования – это новое направление, которое помогает развиваться ребенку.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от квалификации педагога. Чтобы донести до детей содержание работы по каждой из техник, необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы. При обучении рисованию могут одновременно использоваться разнообразные техники и самые разнообразные материалы, и у педагога есть возможность превратить занятие в маленькую игру.
Рассмотрим каждую из этих техник.
Более подробное описание техник имеется в работах Давыдовой Г. Н., Комаровой Т. С., Никитиной А. В., Петуховой Л. В., Цквитария Т. А., Шайдуровой Н. В, Казаковой Р. Г.
Примеры техник
Пальцеграфия. Начинать знакомство с техникой «пальцеграфия» следует после освоения азов рисования ладошками, поскольку она сложнее и требует более целенаправленных движений. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так из ладошки может получиться кошка, птица, слоненок, петушок. Можно предлагать детям в процессе обучения дорисовывать изображения животных, обмакнув пальчик в краску, нарисовать носик, хвостик, ротик, глазки, при этом используя отрывистые, дугообразные, горизонтальные линии.
В ходе занятий рисованием пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Как правило, дети размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги с любопытством, радостью и удовольствием. Все эти действия должны сопровождаться словами одобрения педагога.
После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, поскольку дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз.
Как правило, этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.
Кляксография с трубочкой. Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться такому виду искусства. Это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Способ несложный и очень увлекательный, развивающий фантазию, смекалку, усидчивость и способности к рисованию. При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.
Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке.
Набрызг. Этот способ является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой набирают немного краски, а стекой проводят по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных.
Оттиск. Истоки техники «оттиск» лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить инструменты-печатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов изображения рисунка. В качестве печаток можно использовать тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка будет палитрой. Дети набирают краску и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Еще одним вариантом оттиска может стать рисование картофелем, которое привлекает детей своей необычностью. Для этого берут картофель, разрезают пополам, на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки определенного животного, а затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1.5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки ребенка.
Техника тычка. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы минимальные средства: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Методика закрашивания такая же.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – получается коллаж. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, для этого он использует точечный рисунок (трава), солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию в творческой деятельности нет.
При работе с такими техниками хорошо использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют воплощению художественного замысла и развитию художественных способностей. Все это позволит сделать рисование доступным, содержательным и познавательным.
Специалисты выделяют для каждого возраста наиболее подходящие техники нетрадиционного рисования художественными материалами.
Для любого возраста можно использовать технику «Тычок жесткой полусухой кистью». Средствами выразительности в этой технике выступают фактурность окраски и цвет.
Используемые для этого материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного (ежик, кошка, елочка) и т.д. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа руку вертикально. При работе кисть в воду не опускают. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Для детей от двух лет можно использовать техники «Рисование пальчиками», «Рисование ладошкой».
В технике «Рисование пальчиками» средствами выразительности становятся пятно, точки, короткие линии, цвет. С детьми можно использовать такие различные материалы, как мисочки с гуашью, плотную цветную бумагу любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь свой пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик ребенок набирает краски разного цвета. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем гуашь легко смывают водой.
В технике «Рисование ладошкой» средствами выразительности становятся пятно, цвет, фантастический силуэт. Для этого потребуются широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная разноцветная бумага разного цвета, листы большого формата, салфетки.
Ребенок опускает свою ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (это разумнее делать в более старшем возрасте, примерно с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными красками. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смыть водой.
С детьми от трех лет можно использовать техники «Оттиск пробкой», «Оттиск печатками из картофеля».
Средствами выразительности в технике «Оттиск пробкой» становятся пятно, фактура, цвет. Для этой техники нужны мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробок. Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого понравившегося цвета меняются мисочка и пробка.
В технике «Оттиск печатками из картофеля» используются те же материалы, только печатка делается из картофеля.
С детьми от четырех лет можно работать с техниками «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой», «Восковые мелки + акварель», «Свеча + акварель».
Средства выразительности в технике «Оттиск поролоном» – пятно, фактура, цвет. Используемые материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения любого цвета берутся другие мисочки и чистый поролон.
При использовании техники «Оттиск пенопластом» вместо поролона используются кусочки пенопласта.
При использовании техник «Оттиск печатками из ластика» и «Оттиск смятой бумагой» берутся следующие материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, затем печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения другого цвета нужно взять другую мисочку и печатку. В технике «Оттиск смятой бумагой» ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Для техник «Восковые мелки + акварель» и «Свеча + акварель» средствами выразительности становятся цвет, линия, пятно, фактура. В технике «Восковые мелки + акварель» используются восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов по желанию. Рисунок мелками остается незакрашенным.
В технике «Свеча + акварель» используются свеча, плотная бумага, акварель и кисти. Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем он закрашивает лист акварелью одним или несколькими цветами. Рисунок свечой остается белым.
С детьми от пяти лет можно работать с техниками «Печать по трафарету», «Монотипия предметная», «Кляксография обычная», «Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой», «Набрызг», «Отпечатки листьев», «Акварельные мелки», «Тычкование».
В технике «Печать по трафарету» средствами выразительности являются пятно, фактура, цвет. Для изображения понадобятся мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага разного цвета, тампон из поролона (в середину квадрата из поролона кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской любого цвета и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берется другой тампон или трафарет.
Для техники «Монотипия предметная» используются плотная бумага разного цвета, кисти, гуашь или акварель. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует изображение предмета, предметы выбираются симметричные. Лист снова складывается пополам для получения отпечатка, пока не высохла краска.
В техниках «Кляксография обычная» одно средство выразительности – это пятно. Материалы в этих техниках схожие – бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и сильно прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается и определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Способ получения изображения при технике «Кляксография с трубочкой»: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Способ получения изображения при технике «Кляксография с ниточкой»: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
В техника «Набрызг» используются бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Средствами выразительности при технике «Отпечатки листьев» становятся фактура и цвет. В этой технике мы используем бумагу, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенный стороной для получения отпечатка. Каждый раз для отпечатков берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
В технике «Акварельные мелки» используется плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно рисовать и торцом мелка, и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
С шести лет с детьми можно переходить к технике «Монотипия пейзажная». При этой технике средствами выразительности становятся пятно, тон, вертикальная симметрия изображения пространства в композиции. Можно использовать следующие материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Какие-то нетрадиционные техники изобразительного искусства можно использовать в работе с детьми уже с 2-летнего возраста. Однако большинство из них лучше начинать с 4-5 лет.
Этапы творческой деятельности ребенка
В творческой деятельности ребенка выделяют три этапа. Взрослые должны учитывать, что каждый из них имеет свои методы и приемы.
Первый этап
Понятие замысла. На данном этапе происходит его появление, развитие и проявление. К примеру, для будущего изображения тема может быть предложена педагогом или придумана самим ребенком. В любом случае окончательное решение по теме примет сам ребенок. Но не стоит забывать, что чем меньше ребенок, тем неустойчивей его замысел и тем сложнее ему изобразить задуманное. Такая позиция характеризует возраст 3-х лет. Часто можно столкнуться с тем, что изначально ребенок хочет нарисовать одно, а в результате на рисунке мы видим совсем другое. Это легко объяснимо, т.к. мышление ребенка, особенно в таком возрасте, ситуативно. Он видит разные предметы и меняет свой замысел. Также причиной служит и малый опыт ребенка. Не все, что он задумывает нарисовать, он может воспроизвести, т.к. пока у него нет таких возможностей, поэтому он, осознав это, может отказаться от первоначальной идеи. Устойчивый замысел приходит с возрастом. Чем старше становится ребенок, тем больше опыта он приобретает и может лучше сконцентрироваться, «удержать» тему. Это возможно исправить и с помощью систематических занятий с детьми. В результате замысел и изображение станут совпадать.
Второй этап
На этом этапе рассматривается создание самого изображения. Неважно, кто именно предложил тему, у ребёнка есть возможность творить, направляя свое воображение. Этот этап предполагает освоение ребенком выразительных средств, способов изображения, характерных для того или иного творчества: рисования, лепки, аппликации и т.д.
Третий этап
Это заключительный этап, предполагающий анализ результатов творческой деятельности ребенка. Работы, созданные детьми, анализируются педагогом. При этом сам ребенок принимает в этом самое активное участие. Это необходимо, чтобы он полнее осмыслил результат своей творческой деятельности. После анализа всех работ стоит организовать выставку с работами детей. Дети смогут увидеть и сравнить свои работы с работами своих друзей, сверстников; понять, что одну и ту же тему можно по-разному изобразить. Дети выбирают, что из представленного им наиболее понравилось, обсуждают это, объясняют свой выбор. Важно не применять шаблоны в процессе обсуждения, иначе детей не заинтересует этот процесс. Важно не забывать хвалить детей! Похвала должна быть высказана в присутствии остальных. Если ребенку нужно сделать замечание по его работе, то подобное мнение лучше выражать ему наедине.