Панова Е. А., учитель начальных классов ГБОУ лицей № 408
Что же такое межличностные отношения? Я. Л. Коломенский, академик психологии, дал этому явлению такое определение: «Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Из данного определения следует, что основа межличностных отношений – это эмоциональная составляющая.
Для учащихся младшего школьного возраста наиболее доступной и понятной формой общения и совместной деятельности является игра, поэтому при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» необходимо применять эту технологию. Это могут быть как подвижные игры, так и интеллектуальные игры, например, «Кроссворд» или «Лишнее слово».
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» невозможно без знакомства с объектами культуры: произведениями живописи, музыки, архитектурными сооружениями , мультипликацией, кино – всё это предполагает обсуждение, диалог. То есть общение и проявление эмоционального отклика. Такие уроки позволяют детям раскрыться друг перед другом, вызвать заинтересованность друг в друге, что в конечном итоге должно привести к формированию позитивных возможностей в межличностных отношениях.
Посещение объектов культуры способствует неформальному общению и раскрепощенному выражению мнения учащихся, оказывает положительное влияние на уровень их воспитанности и уровень умственного развития.
Данный курс формирует широкое поле для проектной деятельности. Проектная деятельность – это совместная деятельность учащихся. В процессе выполнения проекта ребята учатся договариваться, совместно взаимодействовать. Так при изучении темы «Этикет» мы с детьми составили книгу правил для нашего класса, стараясь учесть интересы всех и прислушиваясь к мнению друг друга. Учащиеся старались выполнять эти правила – ведь они сами их составили.
На мой взгляд, отсутствие отметки за изучение курса также способствует позитивному формированию межличностных отношений, так как дети не боятся получить низкую отметку, высказывая свою точку зрения. Следовательно, они отвечают охотно и непринуждённо, что позволяет открыться перед одноклассниками. Кроме того, мнение учителя в виде отметки не оказывает субъективного давления на взаимоотношения между учащимися.
Итак, при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» мы имеем широкое поле для деятельности по формированию позитивных межличностных отношений среди учащихся. Этому способствуют и игровые технологии, и проектная деятельность, и посещение объектов культуры, совместное чтение, просмотр мультфильмов, кинофильмов и, конечно же, создание ситуации диалогового общения на уроках этого курса.