Лисова З.В., учитель ГБОУ СОШ № 462
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно –
необходимость уважительного отношения к другим.
Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном»
Кто-то скажет, что данное высказывание относится к морали, воспитанию. Спорить не буду, но, чтобы уважать кого-то или что-то, надо хотя бы знать об этом. Вот и получается, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» и призван заложить основы уважительного отношения к различным культурам и их представителям. Наше государство уже не одно столетие является многонациональным и многоконфессиональным.
Мы живём вообще в уникальном городе. Ещё Петр I задумывал наш Санкт-Петербург как одну из мировых столиц, которая могла бы стать пристанищем не только для жителей России, но и для европейцев. В этом заключается уникальность Петербурга в сравнении со всеми другими городами нашей страны: на берегах Невы изначально планировалось возводить храмы нескольких религий. Всё строительство было основано на том, чтобы создать симбиоз русской и западноевропейской культуры.
В XIX веке к западной религиозной культуре добавилась восточная религия – ислам и буддизм. Представители этих религий вошли в состав нашего государства, при этом никакого ущемления в религиозном плане эти народы не испытывали. Однако Россия всегда оставалась православным государством, и сейчас идёт восстановление значимости православной церкви как части культуры русского народа.
Но время показало, что нельзя забывать о нашей многонациональности.
Именно с такой проблемой в нашей школе мы столкнулись в начале 2000-х годов, когда произошёл первый наплыв мигрантов. При этом оказалось, что ни дети, ни их родители не имеют представления о своей религиозной культуре. Так в нашей школе произошло смешение трёх конфессий: православной, мусульманской и армяно-грегорианской. Сначала я включала в уроки истории сведения о культуре этих народов. Затем мы стали проводить тематические игры «Путешествуем по Армении», «Аист на крыше», «Путешествие по музеям Санкт-Петербурга», «Фестиваль дружбы народов» В них учащиеся знакомились с традициями, литературой, играми, танцами, историей религии народов, которые были представлены в нашей школе.
Как показала практика, одноразовых акций знакомства было мало. Тогда в 2005 году в школе была разработана программа «Петербург – город мировых религий», которая предвосхитила модуль в программе ОРКСЭ «Мировые религии». Программа была включена в сетку внеурочных занятий. Когда учащиеся стали больше узнавать об истории возникновения религий и культуре разных народов, они стали более лояльно относиться к своим одноклассникам как представителям других культур.
В этом же году школа включилась в международный проект «Интеграция детей из семей мигрантов в единое школьное пространство». В ходе сотрудничества с педагогами таких стран, как Австрия, Финляндия, Босния, Черногория, Франция разрабатывалась концепция безболезненного включения детей разных культур и религий в образовательный процесс. Однако оказалось – педагоги в этих странах мало обращали внимания на данный аспект, что приводило к недопониманию между администрацией школы и родителями детей-мигрантов. У нас уже был опыт работы с этническими группами – мы к этому времени уже отработали модели «Школа для всех» и «Цыганская школа». Так наша школа смогла не допустить межэтнических столкновений, воспитать толерантность у учащихся. Ведь многие семьи приехали не просто на заработки, а осели в посёлке Александровская, и чужие друг другу дети могли стать чужими взрослыми – тогда жди беды.
Следующим этапом воспитания правильного и доброжелательного восприятия этнического и культурного многообразия нашей страны и привитие общероссийской гражданской идентичности стало активное участие в реализации программы «Толерантность». Так шаг за шагом школа содействовала межкультурному взаимодействию, сокращая культурные дистанции между коренными жителями Санкт-Петербурга и теми, кто вынужден был приехать в наш город.
Включение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательную программу оказалось требованием времени. Воспитывать гражданственность и патриотизм у учащихся без знания своей культуры невозможно, а религия – часть мировой культуры. Мы не вырастим хорошего человека, если он не умеет уважать представителей других культур. А ведь нам – жить вместе.