Романова Л.В., воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ № 25
Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошел утренник – праздник, посвященный Дню Победы. День Победы в детском саду – это дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. Цель такого грандиозного, затратного по времени и человеческим ресурсам мероприятия – формирование у дошкольников чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ценой своей жизни завоевали Победу и Мир.
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Н.Томилина
Такими словами можно было бы начинать каждое мероприятие, посвященное Дню Великой Победы. Традиционно в этот знаменательный день в нашем детском саду дети совместно с воспитателями вспоминают те далекие дни, когда решалась судьба нашей страны, судьба всего человечества. Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Младшее поколение далеко от того времени, им неведомы надежды и страхи людей, сражавшихся на фронте, работающих в тылу… Что испытывает человек, отправленный на муки в концлагерь или выживающий в блокадном Ленинграде?
Как подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, ценим свою независимость? Это большая и кропотливая работа: беседы, чтение книг, изучение своего родового древа, краеведческая работа, театрализация.
Уже не первый год мы работаем над методической темой «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность». В каждой нашей театрализованной постановке, инсценировке мы стараемся вместе с ними найти то важное человеческое качество, которое пока скрыто от них самих. И, на наш взгляд, раскрыть свои лучшие качества дети могут, занимаясь именно театрализованными постановками. Вот мы и взялись за постановку, посвящённую Дню Победы.
Как рассказать нашим детям об этой Великой войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях людей, переживших страшные лишения, когда даже от прочтения стихов или книг о войне комок подступает к горлу? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
Мы решили сделать инсценировку, в которой сами маленькие артисты, прошли бы путь, который начался 22 июня 1941 года… Призыв «Вставай, страна, огромная…», проводы на фронт, военные действия, затишья между боями, надежды и ожидания встречи с родными и любимыми, трудная ПОБЕДА, воспоминания о погибших солдатах, шествие в Бессмертном полку с портретом своего прадедушки-героя, наше настоящее – счастливое детство.
Очень тщательно мы подбирали материал для проведения этой постановки : беседовали о том, как тяжело было женщинам провожать мужчин на фронт, в каких сложных условиях приходилось воевать нашим солдатам. И даже в эти лихие годы люди радовались, влюблялись. Вот об этом ярко и задорно «рассказал» танец «Смуглянка». Нам хотелось, чтобы ребята поняли, сколько эмоций и разных человеческих чувств может испытывать человек.
На празднике дети с чувством особой благодарности читали стихи, почтили память погибших минутой молчания, исполнили знаменитую и незабываемую песню «Солнечный круг». Прекрасная проникновенная музыка песен военной тематики, вдохновенное исполнение детьми танца под песню «Дети солнца» внесли яркую ноту в это торжественное мероприятие.
Понятно, что нашей работе помогают и родители наших воспитанников. Готовясь к празднованию Великой Победы, родители приносили фото, документы и даже награды своих прадедов и рассказывали об их участии в Великой Отечественной войне. Ребята и их родители очень заинтересовались историями жизни своих героических предков. Родители считают, что благодаря такой работе, дети становятся внимательнее к пожилым людям, добрее, уважительнее.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».
Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Всего за двадцать минут (столько длилась наша инсценировка), мы испытали чувство гордости за наших маленьких артистов, мы видели, как искренне, по-настоящему проникнувшись музыкой, стихотворным текстом или текстом песни переживают они судьбы своих героев, примеряя их на себя. Они сумели свои горячие чувства и неподдельные эмоции передать в мимике, жестах, движениях.
Очень надеемся, что в результате совместной работы наши воспитанники не только прочувствуют и эмоционально закрепят свою причастность к истории своего народа и к настоящему своей страны, но и будут располагать знаниями, которые необходимы каждому маленькому россиянину. Наша задача – сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей семьи, своей малой родины, своей страны России. А в этом нам помогают прекрасные стихи, песни, названия улиц, где живут дети, и, конечно, большое, настоящее общее для всех хорошее дело, которое имеет скучное официально название «театрализованная деятельность».