Мы помним, мы гордимся!

Романова Л.В., воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ № 25

Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошел утренник – праздник, посвященный Дню Победы. День Победы в детском саду – это дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. Цель такого грандиозного, затратного по времени и человеческим ресурсам мероприятия –  формирование у дошкольников чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ценой своей жизни завоевали Победу и Мир.

День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
                                Н.Томилина

Такими словами можно было бы начинать каждое  мероприятие, посвященное Дню Великой Победы. Традиционно в этот знаменательный день в нашем детском саду дети совместно с воспитателями вспоминают те далекие дни, когда решалась судьба нашей страны, судьба всего человечества. Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Младшее поколение далеко от того времени, им  неведомы  надежды и страхи людей, сражавшихся на фронте, работающих в тылу… Что испытывает человек, отправленный на муки в концлагерь или выживающий в блокадном Ленинграде?

Как  подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, ценим свою независимость?  Это большая и кропотливая работа: беседы, чтение книг, изучение своего родового древа, краеведческая работа, театрализация.

Уже не первый год мы работаем над  методической темой «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность». В каждой нашей театрализованной постановке, инсценировке мы стараемся вместе с ними найти то важное человеческое качество, которое пока скрыто от них самих.  И,  на наш взгляд,   раскрыть свои лучшие качества  дети  могут,  занимаясь именно театрализованными постановками. Вот мы и взялись за постановку, посвящённую Дню Победы.

Как рассказать нашим детям об этой Великой войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях  людей,  переживших страшные лишения,  когда даже от прочтения стихов или книг о войне комок подступает к горлу? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Мы решили сделать инсценировку, в которой сами маленькие артисты,  прошли бы  путь, который начался 22 июня 1941 года…   Призыв «Вставай, страна, огромная…», проводы  на фронт, военные действия, затишья между боями,  надежды и ожидания встречи с родными и любимыми, трудная ПОБЕДА, воспоминания о погибших солдатах, шествие  в Бессмертном полку с портретом своего прадедушки-героя,  наше настоящее –  счастливое  детство.

Очень  тщательно мы подбирали  материал для проведения этой постановки : беседовали о том, как тяжело было женщинам провожать мужчин на фронт, в каких сложных условиях приходилось воевать нашим солдатам. И даже в эти лихие годы  люди радовались,  влюблялись. Вот об этом  ярко  и  задорно «рассказал» танец «Смуглянка». Нам хотелось, чтобы ребята поняли, сколько эмоций и разных человеческих чувств может испытывать человек.

На празднике дети с чувством особой благодарности читали стихи, почтили память погибших минутой молчания, исполнили знаменитую и незабываемую песню «Солнечный круг».  Прекрасная проникновенная музыка песен военной тематики, вдохновенное исполнение детьми танца под песню «Дети солнца» внесли яркую ноту в это торжественное мероприятие.

Понятно, что нашей работе помогают и родители наших воспитанников. Готовясь к празднованию Великой Победы, родители приносили фото,  документы и даже награды своих прадедов и рассказывали об их участии  в Великой Отечественной войне. Ребята и их родители очень заинтересовались  историями жизни своих героических предков. Родители считают, что  благодаря такой работе, дети становятся внимательнее к пожилым людям, добрее, уважительнее.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Всего за двадцать минут (столько длилась наша инсценировка), мы испытали чувство гордости за наших маленьких артистов, мы видели, как искренне, по-настоящему проникнувшись  музыкой, стихотворным текстом или текстом песни переживают  они судьбы своих героев, примеряя их на себя.   Они сумели свои горячие чувства и неподдельные эмоции  передать  в мимике, жестах, движениях.

Очень надеемся, что в  результате совместной работы наши воспитанники не только прочувствуют и эмоционально закрепят свою причастность к  истории своего народа и  к  настоящему своей страны, но и будут  располагать знаниями, которые необходимы каждому маленькому россиянину. Наша задача – сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей семьи, своей малой родины, своей страны России.   А  в этом  нам помогают  прекрасные стихи, песни, названия улиц, где живут дети, и, конечно, большое,  настоящее общее для всех хорошее дело, которое имеет скучное официально название «театрализованная деятельность».