Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Ластовская О.В., воспитатель ГБДОУ № 16

Музыкальное творчество способно
оказывать известное воздействие
на этическую сторону души;
и раз оно обладает такими свойствами,
то, очевидно, оно должно быть включено
в число предметов воспитания молодёжи.
Аристотель

Современная экологическая обстановка в нашей стране и мире требует изменений в поведении человека. Общество должно научиться соблюдать законы природы, сохранять её, заботиться, защищать и при необходимости оказывать помощь. Именно поэтому в России в последнее время все больше внимания уделяется просвещению и образованию в области окружающей среды. Без этого невозможен рост экологической безопасности государства.

Процесс формирования экологической культуры и образования должен быть непрерывным и охватывать все возрастные категории населения, начиная с детства. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

…леса без птиц
и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.
                  Роберт Рождественский

Одной из действенных форм реализации экологического просвещения и образования являются экологические музыкальные спектакли и праздники. Участие в них расширяют знания детей о растительном и животном мире, учат беречь и сохранять природу. Исполнение различных ролей приобщает детей к сценическому искусству, совершенствует пластику движений, выразительность и эмоциональность речи. Здесь дети имеют возможность ярко проявлять свою индивидуальность. В наших экологических праздниках и спектаклях звучит много музыки. Дети с удовольствием поют и танцуют.

В нашем дошкольном учреждении нет детей с особыми потребностями. Но такие дети есть в окружающем нас социальном мире. Как отдать частичку своего сердца, жизненного опыта, умения больным детям? Как сделать так, чтобы дети дошкольного учреждения были внимательны, терпимы и добры к окружающим? Как научить дошкольников сопереживать, сочувствовать? Уже на протяжении многих лет коллектив ГБДОУ №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга сотрудничает с Пушкинским детским реабилитационным центром и ГБОУ школой № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга в рамках совместного проекта «Мы вместе». На каждый учебный год составляется план взаимодействия по инклюзивному образованию – в том числе планируются музыкальные спектакли. Мы понимаем важность этой работы, которая дает положительные результаты как для дошкольника, посещающего детский сад, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На очередной встрече дети детского сада для своих гостей представили интерактивный спектакль «День рождения дедушки Дуба». Яркие красочные костюмы, веселый задорный смех, игры с воздушными шарами подарили много новых впечатлений и положительных эмоций всем гостям.

Педагоги нашего учреждения готовы транслировать свой опыт по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Нами создан «Сборник авторских сценариев экологических праздников и спектаклей в детском саду». В данном сборнике представлены авторские сценарии праздников и спектаклей экологической направленности для детей раннего и дошкольного возраста. Такие, как «О чём плачет природа?», «Сказка о Зелёном болоте», «Здоровье всего дороже», «Берегите красоту земную» и другие. Сборник будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям детских садов, а также тем, чья деятельность связана со сферой экологии и экологическим образованием.

«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы».
английский писатель Рёскин Джон