Лебедева Н. Н., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 67
В логопедической практике работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, широко используется графический диктант.
Использование графического диктанта как одного из видов письма создает условия для формирования оптимальной базы для обучения детей с нарушениями письменной речи оптического характера. Практически графический диктант может быть использован в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. Именно использование графического диктанта наиболее эффективно может осуществлять коррекционное воздействие на учащихся. Так как количество детей, имеющих нарушения письма графомоторного навыка, растёт с каждым годом, необходимо искать пути коррекции данного дефекта.
Графический диктант представляет собой запись с помощью определённых символов. Цель проведения графического диктанта можно определить, как «сужение» внимания ребёнка, концентрацию его на определённой задаче, исключение влияния негативных симптомов, что стимулирует учебную деятельность.
Условно графический диктант можно разделить на две группы:
- Работа по клеткам (методика Д.Б. Эльконина).
- Графический диктант как нетрадиционная форма письма под слуховую диктовку (методика И.Н. Садовниковой).
I. Работа по клеткам
Задачи:
- развитие оптико-пространственных представлений;
- развитие ориентации в пространстве;
- соблюдение точной инструкции учителя для достижения конечного результата;
- развитие произвольной моторики руки, графического навыка.
Используя работу по клеткам, мы можем решать задачи развития психических функций, которые являются базой для обучения. Этот вид работы может быть использован с детьми со следующими нарушениями:
- нарушениями функции оптико-пространственных представлений;
- синдромом гиперактивности, низкой концентрацией и рассеянностью внимания.
Этот вид графического диктанта является частичной профилактической работой с детьми, имеющими ошибки на письме оптического характера.
В процессе коррекционной работы можно выделить следующие этапы:
1 этап (подготовительный).
1)
- ориентировка правых и левых частей тела;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- графическое воспроизведение направлений.
А) Показать рукой в воздухе направления: сверху-вниз, снизу-вверх, справа-налево, слева- направо.
Б) Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.
В) Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки – снизу, от второй точки – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
Г) Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1- вниз, 2 – вверх, 3 – вправо, 4 – влево.
2) Ориентируемся в пространстве:
- учимся сравнивать;
- рисуем по образцу.
2 этап. Рисуем узор.
Переходим на работу в тетради в клетку, работаем простым карандашом. Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать узоры. Сначала покажите мне верх листа, низ, правую сторону, левую сторону. Надо постараться, чтобы узоры были красивые и аккуратные. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Когда проведете – ждите, пока я не сообщу, куда надо проводить следующую линию. Карандаша от бумаги не отрывайте. Следующая линия должна начинаться там, где кончилась предыдущая».
Показываю на доске, как надо работать.
3 этап. Изображение предмета.
Графическое изображение предмета можно использовать для решения следующих задач:
- развитие моторных навыков упражнений «раскрась», «заштрихуй»;
- ориентировки в пространстве;
- развитие психических функций;
- речи ребенка (инструкция);
Задачи, поставленные перед ребенком, должны усложняться. Возможно использование следующих упражнений:
- увеличь или уменьши изображение.
- нарисуй зеркально.
- дорисуй вторую половину предмета.
- представь «Что это?»
- рисуем справа налево.
- используем диагональные линии.
- рисуем с любой точки.
- рисование по инструкции ребенка.
- графическое изображение составляют сами дети.
Положительным моментом является то, что с приобретением необходимых навыков и умений дети становятся участниками творческого создания графического изображения предметов, в том числе могут давать инструкцию другим детям.
II. Графический диктант как нетрадиционная форма письма под слуховую диктовку
Один из видов письма в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи – это слуховой диктант.
Подобрать речевой материал для слухового диктанта детям, страдающим дисграфией, достаточно сложно, так как в любом, даже несложном тексте можно обнаружить нечто недоступное для детей на данном этапе обучения.
Этот факт подводит к использованию в коррекционной работе нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта.
Графический диктант может быть использован на уроках с детьми, имеющими различные нарушения письменной речи:
- нарушение фонематического и языкового анализа и синтеза;
- акустические нарушения;
- смешивание букв по оптическому и кинетическому сходству;
- смешанной формы дисграфии.
Функция графического диктанта – это контроль, но контроль щадящий, т. к. эта форма работы исключает другие орфограммы. В обычном текстовом диктанте перед учеником стоит одновременно много задач. В графическом диктанте условия облегчены. Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, которые не могут быть включены в текстовые диктанты. Внимание ребенка концентрируется на двух смешиваемых звуках, которые он должен выделить из звукового ряда. Соблюдается принцип логопедической работы – слог, слово, предложение, связный текст.
Помимо проверки основной темы диктанта этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложения на слова; приучаются вычленять предлоги. Графические диктанты расширяют словарный запас детей, тогда как при текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.
Несмотря на то что этот вид работы является облегчённым для учащихся, тем не менее ошибки в графических диктантах встречаются и бывают следующего характера:
- пропуск слова-черточки;
- пропуск слова-буквы, когда она встречается в слове 2- 3 раза;
- отметка границ предложения;
- не соблюдение инструкции учителя.
Ошибки первого вида преодолеваются с помощью предварительного анализа фразы на слова, выборочного называния второго, четвертого, первого слова. Учащиеся стремятся к запоминанию каждого слова. И делают это сознательно. Таким образом, заметно увеличивается объём слуховой памяти. Ошибки, выраженные в пропуске букв, устраняются при проверке. Учащийся, допустивший ошибку, должен вслух проговорить слово, «прощупывая каждый звук». Таким образом, совершенствуется навык точного и быстрого анализа слов по звуковому составу с опорой на артикуляцию.
Графическая запись может использоваться при изучении следующих тем коррекционного курса:
Теоретический и практический материал, представленный в работе, специалисты могут использовать в удобной для них последовательности, в нужном объёме, в зависимости от группы детей.