Гаркавенко Н.Н., учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 67
Игра практически с древних времен
выступает как форма обучения.
Ян Коменский
В нашей школе создан родительский клуб «Мы вместе можем…» Основной задачей работы клуба является гармонизация детско-родительских отношений, развитие психолого-педагогической компетентности, осознание родителями особенностей взаимоотношений с детьми. Педагоги школы проводят для родителей консультации, игры с участием детей и родителей, мастер-классы, практические занятия.
Проблема нарушения чтения у обучающихся – одна из самых актуальных для школьного обучения. Для успешного овладения программой необходим хорошо сформированный навык чтения. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс. Очень часто школьники испытывают трудности при овладении чтением и пониманием прочитанного. Нарушения чтения у обучающихся с задержкой психического развития обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью развития ряда психических функций. Несформированностью невербальных форм психических процессов (зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций, общей моторики), недоразвитием внимания, саморегуляции, памяти, зрительного гнозиса. Трудности в овладении навыком чтения возникают вследствие биологической недостаточности мозговых систем; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям. Несформированность навыка чтения не только приводит к неуспешности ребенка в начальной школе, но и может являться причиной школьной дезадаптации.
Поэтому работа по формированию и коррекции навыка чтения является важной для успешного обучения. Однако в формировании у ребенка любви к чтению и развитии навыка чтения большое место занимает и семья. Всеобщая визуализация информации (большое количество мультфильмов) тормозит речевое развитие ребенка, лишает его развития воображения. Чтение книг родителями детям позволяет ребенку лучше развиваться, повышает способность к коммуникации.
Встречи с родителями в рамках родительского клуба по теме «Чтение с увлечением» показывают, что овладение чтением может быть интересным и увлекательным. Учителя-логопеды проводят практические занятия для родителей, на которых родители играют вместе с детьми в предложенные обучающие и развивающие игры. Это дает возможность взрослым лучше увидеть трудности собственного ребенка и постараться ему помочь. Также педагоги знакомят мам и пап с доступными играми, в которые можно поиграть с ребенком дома. Родители получают рекомендации по преодолению трудностей в обучении чтению.
Часто большой объем задания вызывает страх, негативную реакцию у ученика. Поэтому родителям советуют задания делить на небольшие кусочки, разрезать текст. На строчку, до которой нужно дочитать, можно положить конфетку. Это будет сюрпризным моментом для ребенка. Очень эффективно чтение текста с картинками (где отдельные слова заменяются картинкой). Такое чтение способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию лексико-грамматической стороны речи. Эти маленькие хитрости создают хорошее настроение, снимают напряжение, формируют положительную мотивацию к обучению.
В дни открытых дверей родители посещают занятия логопеда, а также имеют возможность посещения занятия по запросу.
Для снятия усталости, для активизации мыслительных процессов, повышения работоспособности и мотивации к обучению применяются игровые технологии. Игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности, всестороннего развития, но только при взаимосвязи ее с обучением. Игры помогают обучающимся в учебе и снижают риск школьной дезадаптации, создают ситуацию успеха, вселяют веру ребенка в свои силы и возможности, делают занятие более занимательным и эмоционально окрашенным.
На встречах родительского клуба мы знакомим родителей с игровыми приемами, которые они могут использовать с детьми на разных этапах овладения чтением. Это разнообразные дидактические, настольные, подвижные игры, игры с песком, игры с мячом, интерактивные (портал Мерсибо) кроссворды, загадки.
На этапе изучения букв (с помощью специальных формочек для песка) предлагается использовать приёмы моделирования букв из кинетического песка, который в отличие от обычного не рассыпается и держит форму. Дети быстрее запоминают образ буквы, видят её в объеме – у них задействованы кинестетические ощущения. Также с удовольствием дети прописывают буквы на песочном столе.
После изучения нескольких букв ведется работа на уровне слога.
Многократная повторяемость упражнений важна для обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствует автоматизации слогового навыка чтения. Разнообразить эту работу помогает большое количество различных игровых пособий.
Один из вариантов отработки навыка слогового чтения возможен с помощью пособия «Машинки».
Игровое поле в виде дороги, на которой написаны гласные буквы. По дороге должны проехать машинки с согласной буквой и окошечком. При передвижении машинки по трассе в окошке меняется гласная буква. Ребёнок читает слоги. Скучное занятие становится игрой. Появляется желание увеличить скорость машинки. Виды транспорта можно менять.
Данный вид работы можно варьировать, меняя буквы, машинки, количество окошек. На материале этого же пособия можно отрабатывать автоматизацию звукопроизношения в игровой форме (пособие изготовлено по материалам группы Натальи Коняхиной).
Следующее пособие используется для автоматизации чтения на уровне слова. Такие игры дают возможность работать не только над правильным чтением, но и видеть, насколько учащийся понимает прочитанное. Игра представлена в виде лото.
Игроков может быть несколько. Детям раздаются большие карточки. На игровом поле изображены картинки. Ведущий показывает маленькую карточку со словами, дети читают их вслух. Например:
ПАРНОЕ КОРОВЬЕ СГУЩЁНОЕ. Если ребенок дал правильный ответ, то получает карточку, которой закрывает нужную картинку: «молоко» и т.д. Часто учащиеся ориентируются только на один какой-то признак, не обращают внимание на категорию рода. Побеждает тот, кто первый закрывает игровое поле. Игры такого плана очень вариативны. Позволяют решать многие задачи: обогащать словарный запас, развивать связную речь, учат составлять предложения. Улучшают память, внимание.
Следующая игра выполнена в виде домино. С одной стороны, картинка, а рядом напечатаны слова-действия. Ученик должен взять карточку, прочитать слова (например, «растёт, цветёт»), найти другую карточку с подходящей картинкой.
Далее представлена игра для работы на уровне предложения. Ученик должен прочитать, понять и закончить предложение подходящей по смыслу картинкой.
Эти игры легко позволяют менять речевой материал в зависимости от лексической темы. Ученик должен соотнести прочитанное слово и изображение и правильно расположить карточку
Для концентрации внимания и удержания строки при чтении текстов можно использовать пособие «Паровозик с окошком»
Использование игровых технологий на коррекционно-логопедических занятиях позволяет решать комплекс задач:
- повышение мотивации к обучению;
- возможность реализации творческого потенциала;
- повышение качества усвоения учебного материала;
- развитие стремления к самостоятельной деятельности;
- стремление повысить результаты в игре-соревновании;
- стабилизировать эмоциональные состояния;
- обогащение словарного запаса.
И просто дает возможность получать учащимся удовольствие от игры.
Все знания, которые учащиеся получают на занятиях в игровой форме, усваиваются гораздо быстрее и проще. На занятиях, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение. При использовании игровых технологий нельзя забывать решаемую задачу.
Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать.