Проект к юбилею писателя «Я – читатель и творец»

Суркова Т.А., заведующий библиотекой ГБОУ школа № 409
Медведева А.Л., педагог ГБОУ школа № 409
Орлова М.К., педагог ГБОУ школа № 409
Штыркова Е.А., педагог ГБОУ школа № 409

 

По-моему, цель сказочника – в том, чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями,
радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою.
К.И. Чуковский

31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков, 1882-1969). Он год за годом остается самым любимым и читаемым детским писателем. При подготовке к юбилею писателя и Неделе детской книги, посвященной юбиляру, в школьной библиотеке решили озвучить сказки К.И. Чуковского. Первой появилась видеозапись чтения сказки «Телефон» учениками 6А класса Ю. Бъядовским и М. Соловьевым, затем к работе подключились педагоги  Штыркова Е.А.,учитель 1 Б класса,   Медведева А.Л., учитель 2А класса, Орлова М.К., учитель 2Б класса.

Таким образом под руководством заведующего библиотекой Сурковой Т.А. началась реализация исследовательского творческого проекта «Юбилей писателя».

Цель проекта – развитие духовно-нравственных, творческих, художественно-эстетических качеств личности обучающихся, устойчивого интереса к произведениям детской литературы.

Задачи проекта:

  • организация различных видов деятельности, воздействующих на развитие у школьников интереса к произведениям детской литературы;
  • поддержка исследовательской, творческой активности детей, расширение их словарного запаса и кругозора;
  • внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;
  • совершенствование умения декламировать стихи, инсценировать;
  • знакомство с биографией и творчеством К.И. Чуковского;
  • популяризация школьной библиотеки, литературы, чтения как формы проведения досуга.

В школьной библиотеке  нами были организованы  книжная выставка о биографии и творчестве писателя, выставка «Чуковский глазами художников», выставка книг, демонстрация видео- и аудиосказок Чуковского. Учащимся 1-2 классов на занятиях в библиотеке по внеурочной деятельности «Время читать»  Сурковой Т.А. была показана презентация «Дедушка Корней» и проведен обзор материалов выставок. Школьники узнали факты из биографии писателя, увидели дружеские шаржи на него. Им стало понятно,  насколько разнообразно творчество Чуковского. С большим интересом ребята слушали о том,  как Корней Иванович заботился о детях, они узнали, что  он открыл детскую  библиотеку, организовывал  в мае и сентябре традиционные костры «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето», на которых ребята знакомились с писателями, играли, выступали и  делал многое другое.

Особенно маленьким читателям были интересны книги разных годов издания и  аудиосказки, где автор сам читает свои произведения. Кроме того, ребята обсуждали и рассказывали наизусть любимые сказки, читали незнакомые произведения, рисовали иллюстрации к сказке «Мойдодыр» (книга-юбиляр, 100 лет).

Следующим этапом работы над проектом был выбор педагогами сказки, с которой их класс будет работать,  и методики реализации их классного проекта.

Учащиеся 1Б класса с педагогом Штырковой Е.А. на занятиях по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» познакомились с произведением К.И. Чуковского «Цыпленок», просмотрели книги с иллюстрациями разных художников и диафильм. Ребята инсценировали сказку, перевоплощаясь в разных героев. Обсудили характеры и поведение действующих лиц. Текст был озвучен – подготовлена звукозапись. Далее на занятиях «Я леплю из пластилина» изготовили персонажей и декорации.

Учащиеся 2А класса с педагогом Медведевой А.Л. на занятиях по внеурочной деятельности «Я – исследователь» при чтении выбранной сказки «Мойдодыр» пользовались словарями, справочниками, энциклопедиями. Дети находили значения устаревших и малопонятных им слов. Они  узнали, кто такой трубочист  и какую работу он выполнял, рассмотрели  различные виды умывальников, сравнили корыто и ушат и т.д. Кроме того, ребята обсудили важность соблюдения гигиены человеком, чистоты одежды, опрятности. Познакомились с изданиями по здоровому образу жизни.

На занятиях по внеурочной деятельности «Я – исследователь» ученики 2Б класса под руководством педагога Орловой М.К. анализировали текст сказки «Айболит», изучали малознакомые слова, проследили путь главного героя. Второклассники просмотрели мультфильм по данному произведению, такая работа способствовала  образному восприятию сюжета сказки, героев, развития событий. Учитель и ученики приняли совместное решение, что для видеозаписи необходима карта с изображением героев сказки и материков Евразии и Африки из бумаги, что и было ими выполнено в ходе занятий. Ребята совместно с родителями  подготовили выразительное чтение литературного текста.

Кульминационным этапом проекта было проведение видеозаписи и монтажа. Суркова Т.А., заведующий библиотекой, руководила записью инсценировки сказки «Мойдодыр», Орлова М.К. со своими учениками делали видеозапись и монтаж  мультфильма-сказки из бумаги «Айболит», а  Штыркова Е.А. – мультфильма-сказки из пластилина «Цыпленок».

Завершающим этапом проекта стал просмотр и  обсуждение полученных видеоматериалов. Юные участники заинтересовались таким творческим  видом работы на занятиях и выразили желание знакомиться с другими писателями и их произведениями.

С минимальным реквизитом (книги, ватман, цветная бумага, пластилин), с помощью  разных методик работы с текстом был успешно реализован исследовательский творческий проект.  Видеосказки демонстрировались в библиотеке и  в вестибюле школы. Информация о проекте была представлена на сайте школы и на странице школы «Вконтакте».

Опыт, полученный при работе над проектом «Юбилей писателя», можно использовать для проведения занятий внеурочной деятельности и в ходе подготовки других школьных мероприятий. Проект может стать отличным творческим дополнением к учебному процессу и прожить не один год.