Спажева И. Ю., учитель ОРКСЭ
Автономной некоммерческой образовательной организации
«Царскосельская гимназия»
С 2009 года началась постепенная реализация предметной области ОРКСЭ в российских школах. К 2014 году все школы РФ подключились к изучению данной предметной области. С этого момента прошло 13 лет, но споры вокруг данного урока не утихают. Обычно, на очных собраниях родители стесняются обозначить свое отношение к данному предмету, но в приватных обсуждениях и на просторах сети Интернет высказывают самые разные точки зрения. Позволим себе привести несколько цитат.
«Серьёзно, есть этот предмет? И так времени на нормальные вещи в школьном курсе не хватает, а тут какую-то не шибко важную вещь преподают. Лучше бы астрономию ввели или ораторское искусство, или программированию больше времени отдали!» [1].
«На мой взгляд, данный предмет не стоит выделять в отдельный урок, достаточно общего понимания о православии, которое отражено в учебнике «Окружающий мир». Я думаю, что сегодня более актуальны дополнительные занятия по русскому языку или математике» [2].
Когда моя старшая дочь училась в 3 классе (2016 год), после родительского собрания в школе прямо на улице среди родителей развернулась настоящая дискуссия по поводу целесообразности уроков ОРКСЭ, при этом большинство родителей открыто выражали свое негативное отношение к данной «выдумке».
И вот уже на протяжении нескольких лет Министерство просвещения, комитеты по образованию и каждый отдельный учитель, преподающий ОРКСЭ, изо дня в день доказывают важность этой предметной области.
Большинство наших родителей, к сожалению, рассматривают школу исключительно как источник получения новой информации и отработки некоторых навыков, необходимых для поступления в ВУЗ и построения успешной карьеры. При этом, как полагают они, воспитание детей, формирование ценностных ориентиров должно также происходить в рамках школы, но как-то подспудно. Конечно, классные часы, индивидуальные беседы с учащимися, внеурочная деятельность способствуют духовно-нравственному воспитанию, но этой работы (часто несистематической) явно не хватает, чтобы сформировать у ребенка базовые ценности и мировоззрение.
По своему опыту могу сказать, что есть родители, которые понимают значимость данной предметной области, но считают знакомство с ней в 4 классе преждевременным. Особенно нецелесообразным, по их мнению, является знакомство с религиозными культурами, ведь в таком возрасте «ребенок еще ничего не понимает».
Задача учителя и администрации школы, как мне кажется, на этом этапе помочь родителям понять, что именно в этот сложный для ребенка период (переход из одной возрастной категории в другую и переход на следующую ступень образования), уроки ОРКСЭ оказывают поддержку учащемуся, позволяют выработать представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества.
Многие родители сетуют на то, что дети даже в начальной школе перегружены, поэтому дополнительный час ОРКСЭ в неделю только усугубляет ситуацию. И тут наша задача – показать родителям, что уроки ОРКСЭ предполагают смену деятельности (а это и есть некий «отдых»), позволяют сделать учебный процесс более комфортным, интересным и насыщенным:
- безотметочная система дает больше свободы детям;
- нет заданий для заучивания, не нужно запоминать термины, даты и другую фактологическую информацию;
- уроки ОРКСЭ подразумевают активное взаимодействие с семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- на уроках ОРКСЭ можно использовать разнообразные формы работы (дискуссия, семинар, ролевые игры), позволяющие раскрывать творческий потенциал детей;
- уроки ОРКСЭ предполагают многочисленные межпредметные связи, что способствует активизации воспитательного потенциала всех школьных дисциплин;
- итогом освоения курса ОРКСЭ часто становится подготовка и презентация творческих проектов, что не только интересно самому ученику, но и позволяет успешно развивать компетенции, необходимые в 21 веке.
Да, слишком непривычными выглядят уроки ОРКСЭ в глазах родителей, большинство из которых имеют за плечами опыт обучения в советской или постсоветской школе. Задача учителя максимально корректно и доступно пояснить, что отличия от традиционных уроков имеют только положительные стороны. Учителю крайне важно получить поддержку от родителей, чтобы наши партнерские отношения «школа – семья» помогали ребенку создать целостную картину мира с четкими нравственными ориентирами на всю жизнь.
_____________________