Сметанина О. Н., учитель физкультуры ГБОУ СОШ № 511
Использование в учебно-тренировочном процессе современных инновационных технологий приобретает особую актуальность, требует постоянного обобщения и обмена опытом. Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес [1,5]. Всё больше проявляется необходимость перехода от традиционных средств построения занятий к использованию современных инновационных и коммуникационных технологий, что позволяет эффективнее осуществлять обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу, а также качественно изменять содержание, методы и организационные формы обучения [3].
Актуальность проблемы и необходимость поиска путей её решения привели к интересному феномену: качество обученности детей с применением музыкального сопровождения повысилось в полтора-два раза. Это обусловлено повышением психоэмоционального состояние обучающихся и уровнем восприятия заданного двигательного действия.
Применение инновационных технологий характерно не только для профессионального спорта. Новые технологии и методики тренировки применяются при физической подготовке детей различного возраста и уровня подготовленности, благодаря этому достигается грамотное развитие физических способностей и пробуждение интереса у ребят к занятиям физкультурой [4].
Важнейшая составляющая в общем курсе плавания – этап начального обучения, поэтому так важна корректно разработанная программы по данному разделу.
Плавание является одним из популярнейших видов спорта и вызывает интерес у большой части населения, поэтому и существует множество различных материалов по начальному обучению и целый арсенал всевозможных упражнений.
Работа над формированием нашей программы заключалась в создании оптимального сочетания обучающего процесса с его музыкальной составляющей. Предлагаемая методика начального обучения плаванию может применяться не только в группах младшего возраста, с некоторыми дополнениями (корректировкой) её можно внедрить и на другие этапы общего курса по плаванию.
Особенностью использования музыкального сопровождения на начальном этапе обучения плаванию является не только его положительное влияние на эмоциональное состояние занимающихся, но и повышение мотивации к процессу обучения.
Чтобы не нарушать процесс обучения и в то же время разнообразить его, повышая эмоциональную составляющую часть урока, была создана программа обучения плаванию с применением музыкального сопровождения (табл.1). Разработанная программа рассчитана на детей возраста от 4 до 7 лет и состоит из комплекса двигательных действий и упражнений, выполняемых под музыку. «Музыкальная нарезка», рассчитанная на проведение занятия среди ребят младшего школьного и дошкольного возраста, включает в себя детские мелодии, легко узнаваемые в этом возрасте. Это музыка известных песен из мультфильмов «Фиксики», «Маша и медведь», «Песенка Красной шапочки», «Буратино» и т.д.
Таблица 1. Общая схема годовой программы обучения с применением музыкального сопровождения.
Идея данной программы в том, чтобы постепенно внедрять в занятие музыкальное сопровождение.
Основные разделы (под музыку), вошедшие в программу:
- разминка на суше (7-10 мин) 1/4 часть урока;
- часть двигательных действий в воде (12-17 мин) 2/4 часть урока;
- комплекс упражнений (20-30 мин) 3/4 часть урока.
До составления представленной программы был проведен анализ научной литературы по тематике «Как музыка влияет на настроение человека?»
В ходе анализа было выявлено, что музыка помогает справляться с трудными жизненными ситуациями. Кроме того, она способна создать и поддержать нужное настроение, помогает расслабиться, а может, наоборот, зарядить энергией. И это неудивительно – сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать, гармонизировать, создавать позитивный рабочий настрой. Но также влияние музыки на человека может оказаться и негативным, поэтому надо весьма ответственно подходить к музыкальному сопровождению физических занятий. [6]. Также следует заметить, что не стоит исключать индивидуальные предпочтения в музыкальных жанрах [2].
Эффективность разработанной программы была проверена практически. У большинства ребят, обучающихся по данной методике, было отмечено очевидное повышение интереса к занятиям и значительное улучшение их психоэмоционального состояния. Кроме того, большим плюсом является возможность тренера-педагога индивидуально и конкретно корректировать исполнение движений и упражнений, когда ребята их исполняют под музыку.
Список литературы.
- Богданов, В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Материалы всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2000.
- Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 181-183
- Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры, 1998. – № 7. – С. 24-26, 39-40.
- Виноградов, П.А. Спорт в мире информации / П. А. Виноградов, В. А. Савин // Теория и практика физической культуры, 1997, №11. – С. 59-62.
- https://scienceforum.ru/2015/article/2015009734
- http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203