Чистова З. В., воспитатель ГБДОУ № 29
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
М. Матусовский
В преддверии Великого праздника – Дня победы, которому исполнится 77 лет в этом году, так хочется поговорить о патриотическом воспитании наших детей. На сегодняшний день это актуальный вопрос: как воспитать уважающего и любящего своё отечество человека? Огромные изменения произошли в нашей стране, у наших детей изменились представления о патриотизме, великодушии, доброте. Воспитание патриотизма – одна из самых трудных задач, маленькому ребенку каждый день необходимо прививать духовные ценности: любовь к Родине, к матери, отцу, бабушке, дедушке, любовь к своему городу, селу, улице, на которой ребенок живет, к детскому саду, к взрослым и сверстникам.
С чего начинается Родина? Конечно, с книжки, что мама читает каждому ребенку, с песни, что она ему напевает, с места, которое он потом назовёт своей малой родиной. Патриотическое воспитание – это результат систематического и длительного воздействия на ребенка. Дошкольный возраст, пожалуй, наиболее важный период для начала формирования гражданских качеств. У детей развивается представление о культуре, об обществе, о человеке. Начальным этапом формирования у детей любви к Родине становится накопление ими социального опыта в своем городе, поселке, семье, детском саду, где они усваивают нормы поведения, взаимоотношений, приобщаются к миру культуры.
Главными задачами патриотического воспитания являются:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улицу, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширять представления о городах России;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- научить детей уважать другие народы и их традиции.
Что мы, взрослые, можем сделать сейчас, чтоб наши дети вовлекались и приобщались к культуре своей Родины?
- Организовать творческую продуктивную игровую деятельность, в которой ребенок будет проявлять сочувствие, заботу о человеке, животных, растениях.
- Проводить наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года, организовать элементы земледельческого труда (посев растений, уход за деревьями, цветами и т.д.)
- Знакомить с семейными традициями, праздниками, составлять родословную, изучать традиции города, в котором ребенок живет, знакомить с достопримечательностями и историей родного края.
- Приобщать детей к культурному наследию, к музыкальному фольклору, народным играм, к устному народному творчеству.
Наши дети приобретут эмоциональный опыт, если в детстве они испытают чувство сострадания к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от общения с прекрасным, благоговение перед подвигом.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Давайте воспитаем в наших детях любовь и уважение к нашей великой и могучей стране!