Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития

 Воронина Н.В., воспитатель ГБДОУ №35
Михолап Я.В., воспитатель ГБДОУ № 35

Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

 Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.  На современном этапе педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок может раскрыть и совершенствовать свои способности  в изучении  особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи.

Задачи, которые решаются в процессе опытно-экспериментальной деятельности, – это формирование интереса дошкольников к окружающему миру; развитие умений получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; создание условий для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

В старшей группе компенсирующей направленности «Светлячки» мы работаем в этом направлении непрерывно: организуем проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создаем ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты – это маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка.

В процессе эксперимента мы обогащаем  память ребёнка, активизируем его мыслительные процессы. В этом процессе у детей возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментируя, мы у воспитанников группы   развиваем мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи. Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи, то есть содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие),  уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Всему этому дети  учатся во время эксперимента.

В своей работе мы используем:

  • поисково-исследовательские наблюдения (случайные наблюдения и эксперименты; плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы);
  • проведение опытов как части занятия;
  • создание проблемных ситуаций;
  • беседы (конструктивные).

Экспериментирование пронизывает все виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное – коммуникативную.

Чем глубже ребенок познает мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.

Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций всегда ведем непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи.

Считаем,  что важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. В нашей группе это уголок для практических исследований, зелёная зона на подоконнике для наблюдений за растениями.

Наш уголок для самостоятельного детского экспериментирования оснащён:

  •  природными материалами (камешки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, засушенные листья, семена фруктов и овощей);
  •  бросовым материалом (пробки, проволока, контейнеры из-под киндер-сюрпризов;
  •  приборами-помощниками (увеличительное стекло, песочные часы);
  • прочим материалом (зеркала, воздушные шары, соломинки для коктейля);
  • игровым оборудованием (игры на магнитной основе «рыбалка», «одень куклу», теневой театр, ванна для игр с песком и водой).

Мы проводим с детьми веселые и познавательные опыты, которые помогают найти ответы на все интересующие вопросы. Дети с огромным удовольствием проводят эксперименты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Исследуют свет, изучают свойства бумаги и других материалов. Мы создаем ситуации, которые побуждают детей  оказывать помощь друг другу. С воспитанниками выполняем нетрадиционные задания и решаем проблемные ситуации. Во время проведения опытов активно используем интерактивную доску.

Дети с удовольствием проводят время в экспериментальном уголке, продолжая познавать всё новые свойства и качества, связи и зависимости предметов и явлений окружающего мира. А новые знания рождают новые вопросы.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то же  время  пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.