Соснина Т.В., воспитатель ГБДОУ № 43
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ГБДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
В своей работе педагоги используют различные формы работы с семьей. Они могут быть самыми разнообразными и зависеть от поставленных целей и желаемых результатов. Одной из эффективных форм взаимодействия ГБДОУ и семьи является организация проектной деятельности, когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе.
В своей работе при организации проектной деятельности и вовлечения родителей в педагогический процесс ГБДОУ я стараюсь соблюдать необходимый баланс между развитием ребёнка, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным его собственной активностью. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок – взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах.
Тема проекта «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности. В данном случае получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему проекта в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Стало быть, метод проектной деятельности – это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, завершающейся созданием творческих работ. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
В своей работе при организации проектной деятельности я активно использую инновационные формы и методы работы с семьёй:
- групповые встречи: мастер-классы, круглые столы, видеопрезентации;
- тематические встречи, досуги «Осенняя ярмарка», «Моя семья», «День матери», «Защитники Отечества», «Блокада Ленинграда», «Эх да Масленица»;
- вовлечение взрослых в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, творческие работы ко дню космонавтики);
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь нашей группы, для этого:
- информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в определённый период времени;
- предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;
- призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, головных уборов, игрового материала;
- на сайте группы «VK» размещаю интересную информацию о жизни детей в детском саду и в группе.
Организация совместных мероприятий с родителями может выражаться в разных видах работы:
- участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках;
- участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
- участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
- участие в проведении мастер-классов и тематических бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
- фотовыставкипо лексическим темам недели: «Зимние забавы», «Летний отдых», «Наши семейные традиции», «Досуг в семье», «Новый год и Рождество», «Масленичные гуляния» и т.д.
- выставки совместного творчества взрослых и детей.
Все рекомендации и советы на определённую тему должны носить чёткий и лаконичный характер, опираться на практический жизненный опыт родителей дошкольников.
В заключение я могу сделать вывод о том, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установления доверительных отношений. Установление доверительных отношений предполагает уверенность родителей в профессиональной компетентности и тактичности педагога, его умении понять и помочь решить проблемы семейного воспитания. Должна быть личная заинтересованность родителей, которая поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой. Кроме того, только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.