Агрикова С.В., учитель начальных классов ГБОУ кадетская школа
В современном мире развитие духовно-нравственной культуры в младшем возрасте является первоочередной задачей воспитания подрастающего поколения. В духовно-нравственном воспитании заложено формирование таких духовных ценностей, как:
- семейные (отношение к родителям, родословной семьи, ее традициям);
- индивидуально-личностные (отношение к жизни человека, права человека, понимание понятий «честь» и «достоинство»);
- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, национальная геральдика, родной язык, народная культура, родная земля);
- общечеловеческие (среда обитания человека, экологическая культура, наука и мир на Земле и др.).
При развитии духовно-нравственной культуры у младших школьников должны формироваться нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность), нравственный облик (терпение, милосердие и кротость), нравственная позиция (способность к различению добра и зла) и нравственное поведение (готовность служить людям и Отечеству). Все это возможно при создании на уроках ОРКСЭ рефлексии как неотъемлемого аспекта духовно-нравственного развития личности школьника.
Учебный материал подается и изучается через литературные произведения (рассказы, сказки, басни, притчи). Эти жанры хорошо понятны и легко принимаются и осознаются младшими школьниками. При обсуждении поступков, действий героев произведений учащиеся способны поставить себя на место другого, точно определить эмоциональное состояние другого человека. Дети учатся сопереживать героям, понимать причины их переживаний, чувствовать, что с ними происходит. Очень важно, когда ученики смотрят на себя глазами других людей, оценивают себя со стороны. Беседы-обсуждения ставят перед учащимися вопросы, с помощью которых они анализируют ситуацию, находят причинно-следственные связи и делают выводы. Рефлексивная позиция ученика дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития ученика, позволяет ему понимать внутренний мир другого человека и свой собственный, разрешить различные затруднения в учебе, мыслить осознанно. Таким образом, ученик познает самого себя, а как результат – у него формируются духовно-нравственные ценности.
Рефлексия – это часть современного урока в условиях ФГОС. Рефлексия может присутствовать на различных этапах урока, так как может выполнять различные задачи: в начале урока – рефлексия при установлении эмоционального контакта с учителем или группой одноклассников; в середине урока – при обсуждении темы рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия – как результат учебной деятельности встречается в конце урока. Видов рефлексии много, и каждая выполняет свою задачу. Но какую бы задачу не выполняла рефлексия: коммуникативную или смысловую, организаторскую или коррекционную, диагностическую или проектировочную – она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного и понятого каждым. Учащиеся не просто уходят с урока с зафиксированным результатом, а выстраивают смысловую цепочку, сравнивают способы и методы, переопределяют цели дальнейшей работы и корректируют свои дальнейшие действия.
В любом случае – рефлексия это неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития учащихся при изучении тем ОРКСЭ.