Краснокутский В. Ю., учитель начальных классов,
истории и культуры СПб ГБОУ школы № 460
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,
а тот, кто не умеет делать зла.
В. Ключевский
Мы живем в первой четверти XXI века. В связи с ростом и развитием научно-технического прогресса общество претерпело множество изменений: изменилась модель поведения, изменились ценностные ориентиры, изменились взаимоотношения детей и взрослых. Следовательно, меняется не только общество, но и мир в целом. Изменяется статус человека в обществе. Понятия добра и зла связаны со статусом человека в мире. Как добиться взаимопонимания и уважения? Как находить выход из конфликтных ситуаций? Ответ прост — этому надо учиться с детских лет.
На школу ложится ответственность — найти адекватные современные способы организации воспитания подрастающего поколения.
Добро и зло – важнейшие понятия этики. Под добром понимается то, что общество в данный исторический период считает нравственным, достойным уважения, подражания. Мы, люди, вкладываем в это понятие все, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению человека, совершенствованию общества. Все, что противоположно добру, есть зло.
В курсе школьной программы начальной школы присутствует учебная дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет направлен на решение разных задач, связанных с воспитанием ребенка. На мой взгляд, главная цель – помочь ему разобраться и определить «что такое хорошо и что такое плохо». У поэта Владимира Маяковского сказано: «Крошка сын к отцу пришел…», значит, помощь ребенок может найти в семье. Но в современных условиях школа часто заменяет ребенку родителей, когда нужно находить ответы на важные вопросы, так как родителям в наше время приходится много работать, и у них не всегда хватает времени и сил на своевременную помощь детям.
Объектом изучения ОРКСЭ является мораль как форма общественных отношений и сознания, а также ее роль в обществе. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Каково изучение данных понятий в модуле «Основы светской этики» в учебнике под редакцией А.И. Шемшуриной? Ознакомившись с содержанием учебника, сразу делаем вывод: понятия добра и зла изучаются на протяжении всего курса, во всех разделах. Какой материал для этого используется?
Приведем основные аспекты изучения данных тем в примерах. В разделах изучаются понятие “доброта”, качества доброго человека, понятие “зла”. Предлагается составить коробку доброты, изобразить изучаемые понятия. Ведется разговор о том, что творение души – в развитии добрых чувств; что достойно жить среди людей — это умение понять и простить. О том, что любые действия не должны быть во вред кому-то…
В учебнике присутствуют не только проблемные вопросы для размышления, но и практические, творческие задания, самостоятельные проекты, которые помогают раскрыть суть понятий и понять их значимость для каждого из нас. Материал преподносится в занимательном формате: нравственные рассказы, изречения мыслителей… Формы работы также разнообразны: составить список, нарисовать кластер, дополнить предложения, т.е. используются приемы ТРКМ.
Жизнь протекает среди людей, значит, необходимо всячески помогать и оберегать друг друга, не желать плохого. Человек – существо моральное, он призван жить по законам морали. Добрыми люди становятся только тогда, когда ведут интенсивную нравственную жизнь (творят добро). А дорогу к добру осилит идущий. Этому и учит нас данный предмет.