Максимова Н.Л., педагог-организатор ГБОУ школы-интерната № 8
Афанасьева С.И. учитель физкультуры ГБОУ школы-интерната № 8
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Веселые подвижные игры — это наше богатство. Кто не помнит неизменных «пряток», «ловишек», «салочек»! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки, и песни.
Русские народные игры, как и традиционные праздники, имеют многовековую историю, они пришли к нам из глубокой старины и сохранились до наших дней, передаваясь из поколение в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, дают заряд бодрости и энергии, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Учащиеся 9 Б класса Яна Колесникова, Андрей Никифоров, Михаил Манайлов, Роман Филиппов вместе со своими педагогами С.И. Афанасьевой, Н.Л. Максимовой с января по март 2022 года участвовали в дистанционном конкурсе проектов «Я познаю мир». В ходе проекта дети изучили историю народных игр, их классификацию, а также подобрали игры для практической части проекта и изучили их правила. Затем перешли к практике – подобрали реквизит и поэтапно стали представлять народные игры ученикам нашей школы. На свежем воздухе старшеклассникам были представлены самые популярные народные игры и забавы: «Бой мешками», «Катание чурок», «Взятие снежной крепости», «Перетягивание каната».
С учащимися первых классов был проведён спортивный час. Ребята могли посоревноваться в силе, меткости, ловкости, устойчивости, скорости, быстроте реакции и сообразительности, участвуя в народных играх «Гуси-гуси», «Пятнашки», «У медведя во бору». Для учащихся 3-го класса провели мастер-класс «Веселимся мы играя!», в котором использовали народные игры, отражающие отношение к природе: «Мышеловка», «Золотые ворота», «Колечко», «Жмурки».
Для учащихся 6-9 классов провели «День народных хороводных игр», обучая ребят играть в «Змейку», «Ручеек», «Каравай», «Плетень». С учащимся 6 «В» класса провели беседу про традиционные праздники, и знания закрепили интересной игрой-викториной «Знаток народных праздников».
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
«Движение — это жизнь, а жизнь — это есть движение», – гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни, живут меньше, чем те, кто активно двигается.
Поэтому мы считаем, что нужно изучать старые всеми забытые игры и знакомить с ними детей, которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером. Русские народные игры не должны быть забыты.
В районном этапе участники проекта заняли первое место, в городском туре заняли третье место.
Виртуальная коллекция русских народных игр
Русские народные игры яркое выражение традиционных праздников