Ресурсы современной школы для повышения эффективности образовательного процесса
Ломакина Н.Н., к.филос.н., методист ГБОУ школа № 530,
учитель истории и обществознания
29 марта 2022 года инициативная группа учителей ГБОУ школа № 530 во главе с директором Жанной Ивановной Прус провела выездной семинар-практикум для педагогического коллектива ГБОУ школа № 355 Московского района Санкт-Петербурга на их площадке. Он стал логическим продолжением традиционного проводимого на базе нашей школы февральского семинара, на котором освещалась тема «Новые технологии – новая школа». Практико-ориентированное мероприятие было нацелено на выявление ресурсов современной школы для повышения эффективности процесса обучения и воспитания школьников. Каждое образовательное учреждение имеет собственное ресурсное обеспечение, а главная задача школьной администрации – выявить его и направить на решение возникших проблем в реализации образовательных стандартов начального/основного/среднего общего образования.
Открыла семинар-практикум, выступив с приветственным словом, директор ГБОУ школа № 355 Татьяна Павловна Баринова. О ресурсах современной школы и эффективности их использования в образовательном процессе рассказала Жанна Ивановна Прус. Тема, поднятая Жанной Ивановной, вызвала неподдельный интерес у учителей школы № 355.
Наше образовательное учреждение с осени 2020 года является районной инновационной площадкой педагогического моделирования и творческого развития и реализует модель техно-CORPUSа. В ходе работы нашими педагогами был выявлен огромный потенциал такого ресурса современного образования, как технологические компетенции не только учеников, но и учителей. Своими наблюдениями и наработками с коллегами из школы № 355 поделились Майя Александровна Бочина и Наталья Николаевна Ломакина.
Практическая часть семинара состояла в проведении мастер-класса, тема которого – «Эффективный педагог – эффективная школа». Он был проведен в технологии «Мировое кафе». Каждый из четырех модераторов определял конкретный вопрос, над которым учителям школы № 355 стоило поразмышлять. Например, Александра Махмудовна Петрова предложила коллегам подумать над тем, что мешает педагогу сегодня быть эффективным? Высказывались самые разные варианты ответов: это токсичные родители, «сложные» дети, бумажная волокита, отсутствие поддержки и единомышленников, нежелание сотрудничать, непринятие современности, консервативность взглядов, небольшой опыт у молодого педагога. Так были выявлены проблемные точки, которые необходимо сделать сильными сторонами, оптимизируя работу каждого образовательного учреждения. Для этого следует сконцентрировать свое внимание на имеющихся ресурсах. Участникам мастер-класса было предложено поискать их в трех взаимодействующих парах: учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Так появились еще три вопроса для обсуждения.
Педагоги под руководством Майи Александровны Бочиной предлагали варианты ответа на вопрос: «Что помогает педагогу сегодня быть эффективным, взаимодействуя с учеником?» Безусловно, сегодня в работе с детьми необходимо знание современных трендов в культуре, творческое использование передовых образовательных технологий и разнообразных методов и форм сотрудничества, гибкость мышления – все это позволит заинтересовать школьников. Однако стоит помнить и про традиционные ресурсы: глубокое знание своего предмета, жизненный опыт, знание основ конфликтологии и основ возрастной психологии, авторитет учителя и любовь к профессии. Сложно не согласиться с предложенными вариантами ответа на поставленный для обсуждения вопрос.
Очень активную дискуссию вызвал вопрос: «Что помогает педагогу сегодня быть эффективным, взаимодействуя с родителями?» Данное обсуждение координировала Алла Михайловна Макаревич. Многие учителя отмечали, как непросто сегодня работать с родителями учеников. Но задача модератора – сориентировать на ресурсы, которые помогали бы нам в работе. И это удалось! Гибкость мышления педагогов школы № 355 помогла достичь намеченной цели – найти ресурсы: это заинтересованность в успехах ребенка, поддержка администрации, знание основ психологии, легкий характер, чувство юмора, совместные мероприятия, обращение к опыту родителей, уважение национальных культур.
А что же помогает педагогу сегодня быть эффективным, взаимодействуя с педагогическим коллективом? Такой вопрос для размышления предложила Наталья Николаевна Ломакина – еще один модератор мастер-класса. Среди ресурсов были отмечены разные варианты совместной деятельности: командное участие в конкурсах, корпоративные мероприятия и тренинги, взаимопосещение уроков, взаимообучение, наставничество, работа в группах – творческих, рабочих, проблемных. И это оказалось главным ресурсом эффективности педагога сегодня при взаимодействии с коллегами. Однако не менее значимы чувство юмора, климат в коллективе, взаимоподдержка, коммуникативная культура. Были выявлены два ресурса, казалось бы, разнонаправленных – поддержка администрации и система контроля (дедлайны), но и они работают на одну цель – становление педагога эффективным. Отмечу, что предложенные варианты отчасти уже были реализованы при обсуждении вопросов. Это, несомненно, порадовало организаторов практического занятия.
Куратор этого мастер-класса Жанна Ивановна Прус подвела итоги этого выездного мероприятия. Совместная деятельность педагогов двух школ Санкт-Петербурга показала, как много разных ресурсов есть у каждого из нас, чтобы быть эффективным не только сегодня, но и завтра.
Бесспорно, обучая других, мы всегда учимся сами!