7 октября 2021 года в школе № 1253 Москвы стартовал Всероссийский конкурс «Флагманы образования. Школа». В декабре участники конкурса проходили дистанционное тестирование, которое включало три блока: функциональная грамотность, общекультурный и управленческий тесты.
Очный же полуфинал всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для пятидесяти команд Северо-Западного федерального округа открылся 4 марта 2022 года на площадке частного общеобразовательного учреждения «Газпром Школа Санкт-Петербург».
В полуфинале конкурса, который проходил с 4 по 6 марта, приняли участие команды, показавшие наилучшие результаты на этапе дистанционного тестирования. Санкт-Петербург представлял 38 команд, Мурманскую область – 5 команд, от Вологодской и Ленинградской областей участвовали по 2 команды, Республику Карелия и Республику Коми представляли по 1 команде. Также в конкурсных испытаниях участвовала команда из города Байконур. Все они боролись за выход в финал.
Поскольку проект направлен на поиск и развитие перспективных команд управленцев в сфере образования, то конкурсная команда, состоящая из четырёх человек, должна быть представлена не только классным руководителем, педагогом-предметником и учителем начальных классов, но и руководителем образовательной организации или заместителем.
Открывая конкурс, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина обратилась к педагогам с такими словами: «Каким бы талантливым, инициативным и креативным не был учитель – он сможет гораздо больше, если он работает в одной команде со своим руководителем: с директором школы, его заместителем. Поэтому этот необыкновенный конкурс, который проводит президентская платформа «Россия – страна возможностей» для нашего профессионального сообщества, в этом году приобрел совершенно новые черты. Привлечение руководителей к конкурсному движению – это правильно, потому что только такая команда, где управленцы и педагоги вместе открывают новые горизонты, способна и в школе совершать настоящие прорывы. А наш прорыв – это успех наших учеников».
Полуфинальные соревнования состояли из трех блоков, организованных в разных форматах и направленных на выявление профессиональных, личностных и лидерских качеств педагога, а также навыков, которые позволяют повысить эффективность деятельности школы. В течение трех дней конкурсанты прошли испытания «Дебаты», в рамках которых участники отстаивали свои позиции по актуальным темам в сфере образования, приняли участие в деловой игре «Школьный проектный офис» и кейс-турнире, где им были предложены управленческие, психолого-педагогические и методические ситуации, которые требовали оперативного и оригинального решения.
Предполагалось, что по результатам выполненных заданий будет сформирован индивидуальный рейтинг каждой команды и дана комплексная оценка психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков.
Также в рамках конкурса состоялась открытая встреча с директором Института педагогики Санкт‑Петербургского государственного университета, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования Еленой Казаковой. На лекции «Будущее наступило вчера» Елена Казакова рассказала о важности командной работы и создания профессионального сообщества педагогов. Также в ходе беседы была затронута тема развития у детей самостоятельного мышления и навыка установки причинно-следственных и логических связей.
Одной из команд, представлявших в этом конкурсе Пушкинский район, стала команда педагогов ГБОУ лицея № 408. В неё входили Подкопаева Елена Александровна, заместитель директора по УВР, Красунова Любовь Сергеевна, учитель математики и классный руководитель, Петроченко Светлана Михайловна, учитель биологии, и Бычковская Олеся Сергеевна, педагог-психолог.
Мы попросили поделиться впечатлениями о конкурсе участницу команды Красунову Любовь Сергеевну:
«Это были очень непростые, насыщенные событиями три дня. Мы попали в совершенно непривычную и некомфортную для себя обстановку. Все конкурсные испытания требовали от нас величайшего напряжения.
Конкурсные соревнования имели жёсткий тайминг. Например, в «Дебатах» на обсуждение внутри группы ситуации по одной из наиболее актуальных тем: взаимодействие семьи и школы, развитие образовательной среды, воспитание духовно-нравственных ценностей, цифровизация – было только пять минут и ни секундой дольше. За пять минут надо заполнить опросные листы, сформулировать своё мнение и записать аргументы за и против. Поначалу не успевали. На второй день немного втянулись. Он прошёл уже легче – работали над проектом с другой командой, быстро нашли общий язык, распределили роли и достойно представили объединённую команду, создав совместный проект – программу и приблизительный список мероприятий по привлечению родителей к взаимодействию с образовательным учреждением. Все этапы этой деловой игры также жёстко фиксировались по времени – подготовка проекта 20 минут, подготовка презентации 20 минут, реклама 5 минут и защита проекта 7 минут. Третий день испытаний – кейс-турнир. Мы смотрели видеоролик, вычленяли проблему, готовили по ней вопросы для других команд, разрабатывали по этой проблеме классное мероприятие и урок, учитывая требования функциональной грамотности.
На три дня мы просто выпали из привычной жизни: с утра и до позднего вечера участвовали в испытаниях: выступали сами, слушали коллег, оценивали свой и чужой уровень профессиональных компетенций. Да, это было трудно, но, на мой взгляд, очень полезно испытать себя в таком формате, понять, как команда может работать в стрессовых ситуациях, генерировать идеи и достойно презентовать их. Я, например, боялась до этого конкурса выступать на большой аудитории – теперь мне ничего не страшно! Мы сдружились, лучше узнали друг друга, стали настоящей командой.
Претензии к организаторам у нас есть: нас не познакомили с критериями оценки команд в процессе конкурсных испытаний, ежедневное подведение итогов – начисление баллов – также не озвучивалось. Каково наше место в итоговом рейтинге? Мы хотим понимать наши ошибки.
Понятно, что участие в таком конкурсе – это ещё и хороший опыт. Надо в таком формате хотя бы иногда проводить методические и педагогические советы. От этого нам не уйти – современная система образования от каждого учителя требует «гибких» навыков и лидерских качеств, открытой коммуникации и сотрудничества».