Скидан Т.А., учитель информатики ГБОУ школы № 462
Ни для кого не секрет, что изучение любого предмета в школе должно иметь практическое применение в жизни.
В последнее время термин «финансовая грамотность» все более активно интегрируется в учебные программы разных предметов. И информатика не исключение.
Решение экономических задач на уроках информатики с использованием различных средств программного обеспечения помогает учащимся увидеть одну из областей практического применения знаний, полученных в ходе изучения предмета. Такие задания нацелены на формирование адекватных представлений об управлении личными финансами и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на финансовом рынке.
Одним из наиболее востребованных инструментов в данном случае является табличный редактор Microsoft Excel. Он дает возможность анализировать информацию как в цифровом формате, так и в графическом.
Очень важно давать ученикам задания, которые носят актуальный характер. Например, в своей практике я применяю экономическую информацию наиболее свежих периодов.
Если говорить про макроэкономические показатели, то ребята рассчитывают динамику курса валюты за последние месяцы и строят графики, что предоставляет им возможность проанализировать ситуацию на валютном рынке и без учета внешних факторов произвести прогноз курса на ближайший период. Также ученики анализируют структуру ВВП, рынок труда в долевом соотношении, что полезно при изучении географии и обществознания.
Если говорить про личные финансы, то на уроках информатики, используя открытую информацию банков, ученики рассчитывают возможный размер кэшбека и накоплений по дебетовым картам (в том числе и депозитным вкладам) или сумму переплаты при взятии кредитов на различных условиях.
Главным преимуществом табличного редактора Microsoft Excel является то, что он позволяет не только произвести расчеты по конкретному случаю, но и сформировать канву (формулу) для будущих расчетов с учетом небольших изменений.
В последнее время стремительно развивается и молодеет рынок банковских продуктов для детей и молодежи. Доказательством этого является выпуск детских карт ведущими банками «Тинькофф Джуниор», детская карта «Альфа-Банка», «СберKids» от «СберБанка» и т.д. Владельцами данных карт могут стать ребята от 7 до 14 лет. Но дети данного возраста не всегда знают и готовы пользоваться всеми инструментами банковских продуктов. Задача педагогов – дать им возможность знать, понимать и уметь грамотно пользоваться всеми возможностями.
В этой связи я считаю правильным и целесообразным введение изучения финансовой грамотности с 1-го класса общеобразовательной школы (согласно новым ФГОС).
Для поддержки и закрепления приобретенных знаний, полученных на уроках финансовой грамотности, актуальным становится более раннее изучение информатики и непосредственно табличного редактора Microsoft Excel. Поэтому учителя информатики уже сейчас должны продумывать эффективные способы и методы обучения для учеников младшего возраста.