Проектная деятельность в работе с детьми

Исакова Е.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Николаева М.В., воспитатель ГБДОУ № 43

Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций

В настоящее время одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов в работе с детьми дошкольного возраста является проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ГБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ГБДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, поддержки и реальной помощи ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

  • по виду;
  • по составу участников;
  • по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, ролевые, практико-ориентированные;
  • по характеру содержания;
  • по характеру участия ребенка в проекте;
  • по характеру контактов;
  • по количеству участников: парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Основной целью проектного метода в ГБДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем и среднем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской еятельности.

Внедрение проектного метода в работе с воспитанниками мы начали несколько лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в развитии и воспитании детей. Вашему вниманию предлагаем некоторые из них:

Во второй младшей группе мы с детьми и родителями работали над среднесрочным познавательно-исследовательским проектом «Воздух-невидимка», в результате реализации  которого дети повысили уровень развития любознательности. Получили элементарные представления о воздухе, его свойствах, значении в жизни живых существ.

У детей сформировались простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом. У родителей сформировался интерес к проблеме экологического воспитания детей, они приобрели знания по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми по теме проекта.

Проектная деятельность проходила в несколько этапов. На первом подготовительном этапе мы сформулировали задачи, итоги, продукты, подобрали необходимые материалы и оборудование. На втором основном этапе проектной деятельности осуществили непосредственно всю практическую работу (беседы, занятия, продуктивную деятельность, различные игры, опытно-экспериментальную деятельность, совместные мероприятия с родителями и детьми и т. д.). И вот на заключительном этапе, проделав такую нелегкую работу, получили продукты.  Для детей  – развлечение «Воздух – невидимка», где ребята в игровой деятельности продемонстрировали свои знания герою Карлсону, а для  родителей – мастер-класс «Дыхательные упражнения и игры для развития детей младшего дошкольного возраста», на котором  подробно разобрали с педагогами, что такое дыхательные упражнения, их значение и как в игровой форме с помощью дыхательных тренажёров проводить дыхательные игры дома. Также мы пополнили свою предметно-развивающую среду мини-музеем «Воздух», где собраны различные экспонаты (вертушки, султанчики), в том числе и  сделанные руками родителей, и картотекой (книгой) опытов и экспериментов «Воздух-невидимка».

В средней группе мы с нашими воспитанниками и их родителями проводили краткосрочный познавательный проект по повышению уровня знаний в области правил дорожного движения и оценки ситуации на дороги «Безопасная дорога». Благодаря данному проекту дети продолжили изучение основ безопасного поведения. Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности за свою жизнь. Родители активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и педагогами.

Продуктом проекта являлось пополнение центра безопасности группы Лэпбуком по ПДД и детско-родительским портфолио «Наша семья соблюдает правила дорожного движения», где родители поделились фотографиями соблюдения правил дорожного движения, дополнив их комментариями в стихотворной форме. Очень ярко прошло итоговое мероприятие для детей, где они имели возможность показать свои знания о видах транспорта, сигналах светофора, дорожных знаках и их значении инспектору ПДД, продемонстрировали умение реально оценивать возможную опасность и обходить ее, показали культуру поведения в роли пешехода (пассажира) и уважение к правилам дорожного движения. Дети с удовольствием выполняли задания на mimio-оборудовании.

С октября 2021 года мы работаем с детьми (старший дошкольный возраст) над долгосрочным познавательно-творческим проектом «Удивительный мир кино. Кинопрофессии». Актуальность выбора ознакомления наших воспитанников с профессиями киноиндустрии обусловлена большим интересом к этому виду искусства во всём мире. Сфера кинематографа является сегодня одной из самых востребованных сфер среди современной молодежи. Когда ребенок участвует в игре по созданию фильма сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Играя роли создателей и героев фильма, ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила. При работе в команде у детей развиваются коммуникативные навыки. Метод игры в кино сравнительно молодой в работе с дошкольниками, но весьма эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. Цель нашего проекта – формирование предпосылок к ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста через профессии киноиндустрии. В ходе проекта мы даем воспитанникам   представления о таких профессиях, как режиссёр, оператор, монтажёр, а также побуждаем детей к фантазированию на тему «Кинопрофессия будущего». Раскрываем представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых  для работы. Развиваем познавательный интерес для будущего профессионального самоопределения, творческие способности, формируем нравственные качества, воспитание уважения к людям киноиндустрии, их деятельности и результатам.

Исходя из практики нашей работы, хотелось бы отметить, что именно проектная деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей, активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы.