Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста

Алексеева Н.А, воспитатель ГБДОУ № 43

Первые годы жизни малыша – важный этап в его формировании. Огромную роль в развитии детей выполняет игровая деятельность. Ценность раннего развития детей подмечена с давних времен –  народ создал детские песенки, потешки, игрушки, игры, которые забавляют и развивают ребенка. Народная мудрость создала дидактические игры, которые являются простыми и понятными для обучения детей.

Игра настраивает детей на благоприятный эмоциональный фон, вызывает радость от общения, учит выражать своё отношение к игрушкам, людям,  побуждает малышей к самостоятельности. Игра является одним из видов детской деятельности, способствующей развитию и воспитанию детей. Таким образом, дидактические игры –  это основа для дальнейшего обучения детей.

В своей работе я использую различные игры, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

При проведении дидактических игр  особенно с детьми раннего возраста я подбираю разнообразный наглядный материал. Также важным пунктом является сюрпризный момент:  использование художественного слова, применение  игрушек, создание игровых ситуаций, элементы драматизации. Очень важен положительный эмоциональный фон.

Дидактические игры приносят большую пользу при взаимодействии воспитателя и ребенка. В раннем и младшем возрасте мы учим детей играть, брать на себя определённую  роль и выполнять игровые действия.

Дидактические игры дадут результат в том случае, если воспитатель четко представляет цели и задачи, которые могут быть реализованы в процессе их проведения.

Основные задачи воспитателя при использовании дидактических игр:

  • обогащать чувственный опыт (использование игр «Что звучит?», «Чудесный мешочек», «Теплое-холодное», мозаика, шнуровки  и т.д.);
  • закреплять знания о величине, форме, цвете (собираем пирамидку);
  • составлять целое из частей;
  • сравнивать, соотносить, устанавливать сходство и различие однородных предметов по одному из признаков.

Также основной целью дидактических игр в раннем возрасте является освоение культурно-гигиенических навыков, культуры поведения (уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, кукла обедает и т.д.).

При проведении  игр не забываем о том, что нельзя переутомлять детей. Также нужно  всегда следить за их осанкой.

Особенно важно, что дидактические игры создают у детей хорошее настроение, положительные эмоции. Это является основополагающим компонентом развития ребенка в раннем возрасте.  Однако педагог должен понимать, что   положительный   результат  может быть достигнут только при условии систематического использования дидактических игр.

Пример дидактических игр, направленных на усвоение культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте

Название

Задачи

Материал

Кукла Катя  умывается.

Прививать детям культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, вытираться насухо индивидуальным полотенцем, во время игры проговаривать потешки («Водичка, водичка…», «Знаем, знаем  да-да-да, где тут прячется вода…» и т.д.).

Кукла, тазик  с водой, мыло, полотенце.

Кукла Катя  обедает.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и культуру поведения за столом, формировать умение выполнять игровые действия, использовать потешки  («Если сели мы за стол…», «Это ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка…» и т.д.).

Кукла, мебель (стол, стул), посуда.

Кукла Катя  собирается на прогулку.

Учить детей последовательному  одеванию на прогулку, проговаривание потешек.

Кукла с набором одежды по сезону.

Уложим  Катю спать.

Учить последовательному раздеванию перед сном, аккуратно складывать одежду,  использовать потешки и петь колыбельные песенки, воспитывать заботливое отношение.

Кукла,  стульчик и кровать для куклы, постельные принадлежности.

Причешем куклу Катю.

Прививать детям культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться расческой, следить за своим внешним видом, во время игры проговаривать потешки («Расти коса до пояса…»).

Кукла, зеркало, расческа.

Закончить  статью я   хочу словами кандидата педагогических наук, специалиста в области дошкольного образования Д.В. Менджерицкой:  «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».