Луковицкая О.Н., библиотекарь ГБОУ школы № 638
Мы все, педагоги и библиотекари, часто задаемся вопросами: «Как привлечь ребёнка к чтению? Что сделать такого, чтобы наши дети хотели читать? Не только читать, но и думать о прочитанном?» А ведь иногда, сами того не подозревая, мы просто не обращаем внимания на читающих детей.
Живя в нашем современном бешеном ритме жизни, мы перестали общаться вживую. Нам не хватает времени просто остановиться и поговорить с ребенком, подростком. А ведь дети могут и нас взрослых научить многому, дай только понять, что он интересен, что он тоже что-то знает и может поделиться с тобой своей информацией. Заинтересовать нас ему тоже есть чем. Только обратите внимание!
Я работаю библиотекарем совсем немного. Могу только сказать, что свой жизненный мир не представляю без книг. Сколько себя помню, всегда читала. По-моему, книга – это самое замечательное на свете изобретение. Наверное, я с ней родилась. Читателей принято делить на типологии. Очень многие теоретики библиотечного дела дают множество примеров типов читателей. Видимо я, исключение из правил. Читаю много и совершенно разную литературу. Сейчас, работая в школьной библиотеке, общаясь с ребятами, мне интересно знать, что же читают они сами, без принуждения.
Чтобы разговаривать с подростками о книгах, нужно их читать самой. В тебе они часто видят друга, ты советуешь им, а они советуют тебе. Каждую перемену бегут в библиотеку рассказать обо всем, что с ними случилось, поделиться, посоветоваться. Главное – выслушать, принять участие, иногда дать совет.
В этом году я решила попробовать один раз в неделю собирать ребят после уроков в библиотеке за чашкой чая. У нас получилось. А раз это библиотека, то и разговоры идут о книгах. Сначала пришли завсегдатаи перемен, а потом узнали другие. Наш клуб сейчас насчитывает 14 человек. Мы стали придумывать темы для своих сборов. На одном собрании записали названия книг и авторов на бумажках, свернули в трубочки и положили в сундучок. Потом тянули эти бумажные рулетики и читали те книги, которые нам выпали. Через месяц делились впечатлениями. Хочу заметить, что среди нас есть девочка, которая кроме Манги не читала ничего вообще. Но так как она с нами, то втянулась в этот процесс. Ей выпала книга Стивенсона «Приключения принца Флоризеля». После рассказа об этой книге, в нашей группе несколько человек приобрели ее в магазине и прочитали.
Участники клуба придумали задание – расспросить своих родных и близких о произведениях, которые тронули их души. Потом ребята приносили эти книги и рассказывали о впечатлениях. После таких мероприятий многие книги кочевали по рукам.
Еще собрали материал для викторины, которую будем проводить для учеников начальных классов. Активисты сделали презентации и с ними пойдут по начальной школе. Ребятам очень интересно узнать, как малыши читают известные детские книги и знают ли они писателей, написавших эти произведения.
Я думала, что клуб будет собираться раз в месяц, но мы собираемся раз в неделю. Этого дня ребята ждут с нетерпением, а огорчать их я не хочу. Планов очень много, обо всех не расскажешь. Главное то, что это нравится им. Нравится читать.