Кардава С.А., старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Выбери себе работу по душе,
и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни.
Конфуций
На современном этапе жизни более 70% школьников “неосознанно некомпетентны”, то есть не имеют ни малейшего представления о том, какую профессию хотели бы получить и чем хотели бы заниматься в жизни. И только около 5% точно осознают свое будущее призвание (по данным статистического отчёта проекта «Билет в жизнь» WorldSkills Russia).
На мой взгляд, причиной некомпетентности школьников, с одной стороны, являются нереализованные амбиции родителей в какой-либо профессиональной области. Например, матери не удалось стать врачом, таким образом, она возлагает надежды на то, что её ребёнок в будущем выберет профессию врача, а конкретнее – нейрохирурга и обязательно защитит докторскую диссертацию. «Вот станешь врачом, меня лечить будешь и всю семью», – внушает мать ребёнку. А у ребёнка явные театральные способности, и он представляет себя величайшим актёром. Выбор предопределён, к сожалению, не ребёнком, а матерью.
В данной ситуации мать затрудняется обнаружить личностные качества ребёнка, не владеет навыками выявления особенностей темперамента, не уделяет внимания тому, что у ребенка отсутствуют интерес и способности к медицине.
В следующем случае мать приводит ребенка в математическую школу, где с отличием учится его брат, а у ребёнка проявленная музыкальная одарённость, он «засыпает со скрипкой в руках». В школе ребёнок чувствует себя неудачником и не имеет возможности достигнуть результатов сверстников. В его близком окружении не оказывается взрослого, который бы вовремя разглядел, направил, подсказал…
С другой стороны, в школах не уделяется достаточного внимания профессиональной ориентации школьников, отсутствует система раннего выявления способностей и интересов, таким образом, большинство ребят не имеют ясного представления о выбираемой профессии.
Например, школьник, собираясь поступать на юридический факультет, представляет себя адвокатом. В его представлении он каждый день, словно в американских фильмах, выступает на заседании суда, слышит овации по окончании выигранного процесса. А на деле всё оказывается иначе. Упускается из виду, что для того чтобы выступать в суде, необходима долгая, кропотливая и систематическая подготовка. Будущему адвокату предстоит пересмотреть значительную часть законодательной базы, изучить «тонну» нормативно-правовой документации, подготовить речь, аргументацию, факты. И затем, если удастся, один раз в редкие дни, недели, а иногда и годы выступить в суде.
Таким образом, школьники не имеют реального представления о профессиональных и трудовых навыках, им негде получить разнообразный практический опыт. Школьники теряются и разочаровываются в своих ожиданиях.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что наша задача как педагогов обратить особое внимание на формирование ранней профессиональной ориентации детей, начиная именно с дошкольного возраста.
Для того чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть понятие «профессиональная ориентация».
«Профессиональная ориентация» (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии.
На основании личного опыта могу сказать о том, что в детском саду педагоги и раньше формировали у дошкольников интерес к профессиям. Этому способствовали сюжетно-ролевые игры, отражающие труд взрослых. Воспитатели читали художественную литературу о профессиях, рассматривали иллюстрации, лепили, рисовали… Но почему же тогда Петя, мечтавший в дошкольном возрасте стать космонавтом и во всеуслышание заявлявший об этом каждому встречному, не стал им? Или Валя, воображающая себя почтальоном, сейчас не работает на почте?
Одной работы воспитателей недостаточно, необходима целенаправленная система по формированию ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, а именно полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса как в учреждении, так и за его пределами: воспитателей, специалистов, родителей, педагогов дополнительного образования, социальных партнёров, создание материально-технических условий, поиск новых форм, средств, методов, технологий.
Мы совместно с педагогами нашего учреждения приступили к исследованию, задавшись вопросом: «Возможно ли формировать раннюю профессиональную ориентацию у детей дошкольного возраста, реализовав проект «КидБург-город профессий будущего?»
Нам известно, что в России существует проект «КидБург- город профессий», но он в большей степени рассчитан на школьников, и в нем представлены традиционные профессии.
Отличие и новизна нашего проекта в том, что мы формируем раннюю профессиональную ориентацию у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями будущего, то есть профессиями, которые по «Атласу новых профессий» будут востребованы в ближайшем будущем. Например: проектировщик домашних роботов, космобиолог, электрозаправщик, игропедагог.
В нашем проекте мы придерживаемся принципа от простого к сложному – то есть сначала дети в разнообразных видах детской деятельности получают представление о традиционной профессии, а затем исследуют эволюцию данной профессии.
Мы предполагаем, что если какой-либо из этих профессий не будет существовать в будущем, то посредством формирования ранней профессиональной ориентации в дошкольном возрасте у взрослого человека созреет значительная мотивация для выбора аналогичной профессии.
В заключение я могу сделать вывод о том, что полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса, целенаправленная система мероприятий, опирающаяся на личностные качества, особенности характера и темперамента ребёнка, представляет для нас уникальную возможность помочь детям получить представление о профессиях будущего, сформировать устойчивый интерес к труду взрослого, исследовать многообразие профессий, сравнить их, посредством игры попробовать себя в трудовой деятельности – то есть подготовить детей к успешному выбору будущей профессии.